Про книгу, новости, число 13 и про то, что рассылка возвращается

Елена Тихомирова • 21.05.2024
Learning Monday

Оказалось, что публикация книги — это процесс, который отлично забирает все доступное свободное время. Но есть у него один большой плюс — однажды он заканчивается. Именно это и случилось в пятницу на прошлой неделе. Книга вышла из печати и уже даже была обнаружена на полке одного из московских магазинов.

Именно этой новостью я начну небольшой список новостей в этой рассылке. А потом мы немного с вами поговорим о смысле. О смысле обучения.


Итак, у меня вышла книга Обучение со смыслом. О том, как я ее писала и что в моей голове сильно поменялось в процессе, я расскажу в отдельном тексте. Я для себя столько интересных открытий сделала. Даже не думала, что написание большого текста может быть настолько вдохновляющим и терапевтическим одновременно.


Название свое книга меняла раз 10, может больше. Отдавала я рукопись с рабочим названием «13 правил современного обучения взрослых». Именно в нем — вся суть книги. Я рассказала про современный педагогический дизайн и в основу положила 13 ключевых правил, которыми можно пользоваться для проектирования обучения. Правил, правда, 14, одно бонусное. Потому что мне очень нравится число 13.


В книге получилось совместить классику педагогического дизайна и поведенческую экономику. Когда-то давно я хотела написать только о первом, несколько лет назад — только о втором. В итоге все сошлось в один текст. Он практичный, емкий и, следуя ему, можно проектировать любое обучение взрослых, это пошаговое руководство.

Книгу можно купить на сайте издательства. Скоро будет электронная версия и, может быть, даже аудио, это все пока в процессе.


Следующая новость — про нашу конференцию в июне. Она будет. 6-7 июня собираемся в Москве в дружном коллективе тех, кто вовлечен в современное обучение. Пишу сейчас эти строки и понимаю, что, как и всегда, не знаю, как правильно описать это событие. Видимо, когда подходишь к чему-то очень близко сердцем, душой и организацией процесса, становится крайне сложно это описать. Получается или очень хвалебно (вроде «самая лучшая и самая полезная в мире») или очень сухо («7 потоков, 80 спикеров, много тем»). Где-то нужно найти золотую середину, но у меня пока не получается, потому напишу личное.


Я эту конференцию делаю уже 16 лет. Сначала была какая-то большая и очень амбициозная миссия в голове, но она ушла вместе с юношеским максимализмом. На ее место пришло желание создать такое пространство для развития, в котором мне самой хотелось бы побывать. Мне важно, чтобы одновременно было и полезно, и комфортно, и ярко, и хоть немного удивительно. С этими принципами мы и работаем около 10 лет.

Собираем интересных экспертов, репетируем с каждым, создаем программу, которая отвечает логике происходящего вокруг. Мы не придумываем темы сами и не берем то, что якобы в тренде. Мы смотрим на то, что сейчас делают коллеги и каким опытом готовы делиться. В итоге получается, что Learning Elements отражает рынок, отрасль, людей, которые в этом всем задействованы. Говорим о том, над чем работаем. Обсуждаем собственные ошибки, грабли и подводные камни. Иллюстрируем на кейсах и реальных примерах. Стараемся, чтобы все было приземленно.


В этом году я, как и всегда, буду там тоже выступать. Я собрала в единую систему 25 принципов современного обучения и про них расскажу. (Судя по всем названиям, меня явно стало тянуть на цифры и числа). Приглашаю вас. Приходите, будет полезно, интересно и комфортно. 2 дня полного погружения в современное обучение.


А пока мы с издательством искали хорошее название для книги, я постоянно думала о смысле. Правда, не о смысле жизни, а о смысле обучения. Ведь есть же хороший вопрос — зачем людям учиться? В чем смысл?


Чаще всего мы на этот вопрос отвечаем достаточно верхнеуровнево. Говорим про востребованность на рынке, про соответствие требованиям, про то, что нельзя не учиться, если хочешь работать и успевать за всем, что происходит. И также часто связываем это с современным миром, в котором все так быстрое меняется.

Но что если мы с вами попробуем перенестись на 200 лет назад. Или даже на 100. Там еще не цвели буйным цветом информационные технологии и, как нам сейчас кажется, все было намного медленнее. Но можно ли там было не учиться?

Мог ли сапожник 200 лет назад научиться один раз и на всю жизнь? Нет, потому что менялись мода, материалы, климат и потребности. Невозможно было шить одни и те же сапоги с 16 лет и до самой смерти.

Могли ли фермеры, однажды переняв у отцов и дедов нужные знания, больше никогда ничему не учиться? Нет, потому что засухи, наводнения, нашествия жуков и пожары каждый раз особенные. Природа переменчива, а это значит, что земледелие должно адаптироваться. То есть снова нужно учиться.

Да, это не про обучение за партой. Оно без учебников, без преподавателя и группы. Но точно с экспертами. И точно с изменением привычных действий. Обучение — это изменение. И еще обучение — это адаптация к новым условиям. И адаптация эта сопровождает человека на протяжении всего времени существования. Она не появилась вот сейчас, когда лента в социальных сетях полностью обновляется каждую минуту. Может быть, динамика стала другая, но идея та же.


В этом и есть смысл. Обучение нужно для адаптации к новой действительности. Обучение нужно, чтобы меняться. Меняться нужно, чтобы выживать. И если рассуждать дальше, то мотивация взрослого человека к обучению очень простая:

- не делать ошибок, которые мешают жить;

- не создавать себе проблем, которые потом будет трудно решать;

- застраховать себя от неприятностей и неизвестности.


Обучение, которое строится на такой мотивации, — это обучение со смыслом. Обучение, которое просто дает какие-то инструменты (иногда еще и не самые проверенные), но при этом не связывает их с реальностью — это обучение без смысла.

Если человек зачастую не в состоянии рационально думать о будущем, копить на старость и делать сейчас то, что будет полезно сильно не сразу, то почему этот же человек будет учиться просто так? Просто потому, что кто-то считает, что это полезно, или кто-то говорит, что это как-то можно использовать? Нет, не будет. Но зато этот самый человек точно будет готов инвестировать время и деньги в то, что сделает его жизнь безопаснее и проще.


У любого обучения взрослых должен быть смысл. Он нужен слушателю. И этот смысл этому слушателю должен быть близок и понятен.

Спасибо, что вы рядом!

Скоро вернусь с новым текстом.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также