Что такое обучение взрослых на самом деле

Елена Тихомирова • 11.08.2023
Learning Monday

Как-то проводила тренинг, про обучение взрослых. Готовясь, весь материал снова пересмотрела и переделала. Надо бы, может, и научиться с одним материалом 2 раза выступать, но пока не очень получается.


Пока читала все свои наработки, в голове звучал только один вопрос: а что такое обучение взрослого человека на самом деле? Не принципы и правила на бумаге, а вот на деле. Когда взрослый человек, у которого семья и все нормально в целом, море забот и всего вокруг — вот такой человек, он как учится? И когда он понимает, что ему это надо? И что делать, если ему надо, а он не понимает? И вот еще — а можно ли вообще хотеть учиться? Как все это на самом деле?


Спросить некого. Кого ни спросишь, в один голос говорят, что учиться любят и это важно и нужно. Только вот ни разу за этим делом не были пойманы. И словом про обучение реальное тоже не обмолвились. Разве что близкий друг, который увлекся фотографией — учится непрерывно. Вопрос просто очень социально желательный — как-то некрасиво будешь выглядеть, если скажешь, что не учишься и, хуже того, — даже не хочешь.


На своем опыте точно знаю — для взрослого главное условие для мотивации к обучению — это потребность. Желательно болезненная и яркая. Когда иначе уже никак, и вариантов не осталось. Я вот читала-читала про подростковый возраст, но как-то все не в коня корм. А как мой подросток устроил пару концертов, так я быстро уселась с блокнотом за книги, записала, выучила и бегом начала применять.


Другое условие — жгучий интерес. Как у того самого близкого друга, о котором писала выше. Ему фотография так зашла, что он просто не мог остановиться. И не просто фото, а продуктовое, рекламное и креативное. У меня у самой таких ярких и стремительных увлечений никогда не было. У меня длинная полоса разгона. Здесь же иначе — влюбился в идею и стал учиться-учиться-учиться.


Еще есть собиратели знаний. Или те люди, которые нашли в обучении (особенно в онлайн) новую форму прокрастинации. Только более красивую и привлекательную для окружающих. ««Он непрерывно учится!» — говорили девушки с восхищением, обсуждая только что вошедшего молодого человека. Романтика. Мотивы тут к обучению базируются как будто больше на любопытстве и коллеционировании.


Я точно знаю людей, которые учатся и развиваются в чем-то, потому как не могут допустить, что кто-то будет знать что-то лучше или больше. Вектор развития тут очевиден — увидел пробел в сравнении с кем-то, схватился за обучение. Тоже кстати работает очень неплохо, стимул сильный — чувство собственного достоинства.


Как будто получается, что не особо мы по своей воле учимся. Вроде как если нас что-то не клюнуло, не укусило и не ужалило, то мы и не шевелимся. И похоже, что именно так и должно быть, потому как без потребности учиться не получится, даже в физиологическом смысле. И лишний раз учиться организм тоже не должен хотеть — зачем так расточительно расходовать драгоценную глюкозу, которой и так последнее время не балуют?

Аргументов в пользу простого взрослого обучения, где все всё делают по своей воле не много. Только если человек вдруг в наши регламенты влюбился и жить без них может. Возможно, но маловероятно.


Вывод один — для обучения взрослых нужно создавать потребность. Не мотивировать, а именно заставлять почувствовать необходимость обучения. На уровне эмоций, ибо это и есть состояние ужаленности и клюнотости. Нужно бояться не обучиться, понимать, что иначе невозможно, чувствовать угрозу в текущем положении. И тогда мотивация появится сама. Обучение взрослых — это работа над формированием потребности, острой и ощутимой. А когда она есть, формат уже неважен, старые газетные вырезки тоже подойдут.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также