Про отсутствие одного набора шагов и обучение для реальной жизни

Елена Тихомирова • 15.04.2022
Learning Monday

Я, наверное, очень часто говорю о книгах, а потому меня очень часто спрашивают о том, что почитать. И вот недавно обсуждали с коллегой одну книгу, и случился спор. Мне книга понравилась и показалась очень полезной, а оппонент мой со мной сильно не согласился, говорит, мол, так себе книга, пустая и ничего интересного в ней нет. В такие споры раньше я вступала со всей силой своих эмоций и защищала прочитанное, как будто написала сама. Куда же годится, что на хорошую книгу нападают? Но возраст и опыт все-таки дают о себе знать и сейчас мне очень интересно слушать, пробовать понять, почему кому-то книга не понравилась, какие аргументы, сравнивать со своими.


В последнем споре я вдруг поняла, что весь вопрос в том, как читать книгу и как к ней относиться. Часто в деловой литературе авторы дают вполне понятные и четкие шаги, следуя которым, якобы, можно повторить тот результат, который в какой-то момент получил автор. Эти шаги для кого-то могут быть очень близкими и понятными, и, самое главное, легко реализуемыми. Для другого же читателя шаги кажутся нереальными и даже абсурдными, применить которые точно не получится. Ровно в этот момент впечатления от книги начинают сильно отличаться.


Повторить чужой опыт и получить точно такой же результат очень сложно. В кулинарии можно, да. Если идти по рецепту, иметь точно такие же продукты. При этом рецепт должен быть выверен и хорошо разработан. Если речь о чем-то менее точном, о мягких навыках и о последовательностях, которые основаны на мягких навыках, то такого явного повторения скорее всего не получится. Всегда будут отличаться условия и контекст, будет иная ситуация, да и люди сами по себе очень разные и то, как они применяют один и тот же инструмент - будет сильно отличаться. Потому и не получается действовать по определенному шаблону и каждый раз получать один и тот же результат.

Если внимательно посмотреть на материалы корпоративных курсов, то часто можно видеть выверенные последовательности действий. Как управлять временем, как работать в команде, как применять лидерские инструменты. Все уложено в недлинный (а иногда и в очень короткий) материал и сведено к последовательностям действий. Делай раз, делай два, делай три. Все сокращается осознанно, потому что все заняты и не могут уделить обучению много внимания.


Возникает вопрос - насколько этим действительно можно пользоваться? Если речь идет про работу с кассовым аппаратом, то набор действий и шагом действительно будет работать. Можно добавить пару внештатных ситуаций, пару сомнений и потенциальных отвлечений от процесса (скажем, что делать, если вы пробивали товар, а покупатель решил с вами о чем-то важном поговорить и вы сбились) и курс получится максимально практичным. Но такой такой вариант будет намного хуже работать там, где последовательность действий может варьироваться в зависимости от внутренних и внешних условий.


Чем более гибкий навык, тем больше будет вариантов в его применении. Потому что даже по определению гибкие навыки, или soft skills, сильно зависят от человека, от его характера, склада ума, образа мышления и его личного отношения к окружающему миру и людям. А потому при обучении точно не будет достаточно одной общей последовательности действий. Более того, когда мы показывает такую последовательность безапелляционно, как единственно правильную, возникают те самые сомнения, о которых речь шла в самом начале текста. "У меня так точно работать не будет, потому что у меня другие условия" - такой аргумент звучит в голове слушателя и доверие к обучению начинает падать.

В гибких навыках нужно помнить про гибкость. И про то, что даже полностью следуя определенным правилам, каждый человек будет применять полученные знания по-своему. И это нормально, так должно быть, мы не можем копировать друг друга. Значит и учить нужно так, чтобы гибкость сохранялась:


  • Нужны развилки. Разные ситуации с самими разными вариантами одного и того же. И наглядный разбор, как один и тот же навык или подход выглядит в разных ситуациях.
  • Нужно обучение принятию решения в нестандартных и нетиповых ситуациях. Потому что именно в таких ситуациях мы работаем чаще всего. Даже базовые инструменты продаж с разными клиентами будут работать по-разному и попытка привести все к единому процессу приводит к тому, что сервис становится неживым и непривлекательным для нашего клиента.
  • Нужны комбинации гибких навыков в рамках одного обучения. Потому что чаще всего нельзя применять только умение работать в команде, тут нужны и инструменты из управления и лидерства, и управление временем и эмоциональный интеллект.

Последний пункт стоит небольшого развития. Компании учат всем этим темам. Но чаще всего - отдельными учебными событиями. В голове же сотрудника все это может в единую систему не уложиться и не стать единым широким инструментарием для принятия решений. Обучение гибким навыкам должно быть комплексным и состоять и разных тем внутри одной учебной программы. Это нужно, чтобы формировалась общая система принятия решений, а не набор отдельных действий, которые не очень понятно как применять.


Самое важное в том, что нам нужно учить людей для реальной жизни. Там, в этой реальной жизни, нет лабораторных чистых условий для применения набора шагов из одной дисциплины. Ровно наоборот - все будет смешано, с эмоциями и разными состояниями, с разными и порой уникальными условиями для каждого человека. И решения нужно будет принимать именно в такой ситуации. Потому и нужно учить так, как это будет на самом деле. Учить не воспринимать последовательность шагов из курса или книги как единственно верную, а брать то, что полезно, и применять в своих условиях. Знать развилки и чувствовать, как модифицировать свои действия именно в этот момент.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также