Привычка к обучению и привычка быть новичком

Елена Тихомирова • 7.10.2022
Learning Monday

Недавно читала замечательную книгу Beginners Тома Вандербильда. Интересная работа о личном опыте обучения самым разным вещам во взрослом возрасте и попытка найти ответ на вопрос о том, как учатся взрослые люди. В процессе чтения поняла, что я, конечно, сапожник без сапог. С уверенностью говорю о том, как учиться и как себе в этом помогать, но сама же, как и Вандербильд, годами думаю о том, что я бы хотела научиться кататься на виндсерфинге и так до сих пор этого не сделала. И пока даже не подошла близко к тому, что могло бы назваться началом обучения.


Страхи, опасения, ограничения. От большого внутреннего вопроса о том, где я найду время и как быть с детьми, которые и так не часто видят маму, до страха быть новичком и страха, что мне покажется, что на меня все смотрят и думают, что я неловкая и нелепая в своих попытках. Не смотрит никто на самом деле, часто вообще ничего не замечают. Но страху в моей голове это никак не мешает.

Читая, я поняла, что есть люди, которые “из коробки” настроены учиться. И как-то у них так сложилось, что они привыкли к этому ощущению новичка, оно их радует, как и должно быть. Они пробуют, готовы к разному и понимают, что мастером в любом деле быть необязательно, можно даже остаться новичком средней руки, но от процесса получать удовольствие.

Иные же обучения боятся. Кто-то самого обучения, кто-то изменения статус-кво, а кто-то и просто не хочет пробовать новое, и так все нормально. Далеко не всем обучение во взрослом возрасте дается легко. Вандербильд пишет про свои размышления и сомнения про серфинг, пение, шахматы и жонглирование. Как и где он себя чувствовал, стеснялся, сомневался, откладывал в долгий ящик. А я читала и думала, что это, пожалуй, первый раз, когда я по-настоящему поняла, что чувствуют люди, которых мы учим. И как это на самом деле глубоко, как сложно и как пугающе может быть.

Комфорт и снижение учебного напряжения появляется в группе единомышленников, среди таких же новичков, которым являешься ты сам. В Beginners описан лагерь для начинающих серферов, соревнования для новичков в шахматах, клуб любительского пения. Все это — место, где человек может себя чувствовать самим собой, не быть хуже всех вокруг. Это важно. Это же формирует и привычку к обучению, потому что человек становится частью команды и учится уже не один.

Для личных целей вывод очевиден — нужно искать тех самых единомышленников-новичков, с которыми можно будет вместе проходить не самый простой учебный путь.

А что делать внутри компании? Как помогать сотрудникам в обучении, как у них снимать страхи и неуверенность, как формировать привычку и комфорт обучения?

Книжные клубы. Это отличное место, где собираются те, кто прочитал (или еще не прочитал) одну и ту же книгу. Обсуждение, попытка вместе подумать о том, как применить. Обсуждение после — у кого что получилось сделать? И что не получилось? Это и формирование привычки учиться — брать что-то новое и пробовать его применять. И круг единомышленников, безопасная среда.

Подойдут дискуссионные или некоторые проектные группы, в которых новички вместе пробуют пройти путь начала применения чего-то изученного или изучаемого. Тут нужно некоторое равенство знаний, общее положение новичка.


А еще я задумалась о том, как тяжело бывает новым сотрудникам, которые только проходят адаптацию и уже находятся среди тех, кто давно работает и все знает. Как им в таких условиях? Тут тоже нужны группы поддержки из новичков или недавних новичков.

Обучение во взрослом возрасте — это непросто. Может быть, человеку повезло и обучение стало постоянной частью жизни. И есть привычка быть новичком и ничего не понимать и разбираться. Для большинства — это страшно. И тут нужна помощь.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также