Долгое время все экономические теории исходили с того, что человек - существо рациональное, а потому всегда делает выбор правильный, для своего блага. Главное - правильно проинформировать, все рассказать, и дело сделано. И еще нужно дать как можно больший выбор. Чем больше разных опций, тем лучше. Потом в Скандинавских странах заметили, что при наличии большого количества пенсионных накопительных планов, почти все жители остаются на самом невыгодном, на том, который был базовым, предопределенным. А в США продавцы джемов обнаружили, что если проводить дегустацию из 3-4 вкусов варенья, то покупают лучше, чем если давать попробовать всю линейку из 18 штук. Что-то явно пошло не так.
В начале 60х годов прошлого века некоторые экономисты и социологи начали активно размышлять на заданную тему - почему люди не ведут себя так, как им, казалось бы, выгоднее. Почему, даже при знании людей о правильном питании и наличии дешевых здоровых вариантов для покупки, потребление чипсов и сладкой воды не снижается? Почему мы сами стреляем себе в ногу?
Тут оказалось, что человек - существо исключительно иррациональное. И выбор мы делать не умеем. Кто-то тут скажет, что это вовсе не про меня, я-то принимаю правильные решения и точно знаю, как выбрать. Но даже убежденные рациональные "био-роботы" со временем осознают, что все не так хорошо, и хотя бы парочку странных решений и они принимают.
Обучение, точнее наука об обучении, тоже во многом построена на утверждении, что человек рационален. А потому классический педагогический дизайн гласит: поставьте правильные и практичные цели, покажите их слушателям, и дальше все будут учиться сами. Они, эти замечательные люди, поймут, как важны и нужны эти знания, и сами будут их добывать, а от методиста и эксперта потребуется только незначительная поддержка.
Спустя почти 20 лет педдизайнерской практики что-то меня вдруг дернуло, и я задумалась: не может же быть такого, что человек ведет себя иррационально везде, кроме обучения. Почему в вопросах куда более важных, скажем, про здоровье и пенсию, мы делаем выбор неправильный, а в обучении почему-то будем поступать иначе? Быть такого не может, потому что поведение человека так не меняется.
Потом в мои руки попался Канеман, и все встало на свои места. Если вы его уже читали, то можно прочитать еще раз, задаваясь вопросом - как это отражается на обучении и на результате обучения? Еще есть Дэн Ариели, Ричард Тайлер и Касс Састейн. Все они (и не только ни) занимаются или занимались поведенческой наукой. В ходе работы оказалось, что у нас, у людей, есть почти 200 когнитивных искажений. Наверное, они не все сразу у каждого проявляются. А некоторые сами по себе не сильно доказанные. Но большая часть точно правда, можно на себе проверить.
Когнитивные искажения для проектирования обучения нужны по одной единственной причине. Обучение заставляет человека меняться. Результат обучения - изменение. Это новые решения, новые действия, изменение привычного. Во всех этих направлениях есть значительные когнитивные искажения. И если их знать, то можно понять реакцию слушателей и помочь им обойти то затруднение, с которым они столкнуться.