Редакция Тихомировой

Смешанное обучение. Что с чем сочетается и как правильно смешать?

Редакция Тихомировой • 01.09.2021
По материалам вебинара Елены Тихомировой

Одноформатное обучение встречается уже довольно редко. Допустим, что у нас полностью очный курс, но если в процессе мы добавим обмен электронными документами, памятками, то это уже будет смешанное обучение. Или, наоборот, представим, что мы работаем только дистанционно, но ведь и в этом случае у нас, скорее всего, есть теория и есть практика, есть синхронные форматы, есть асинхронные, есть работа в группе, сопровождение тьютора, самостоятельное изучение. Сегодня мы уже не можем ограничиться одним форматом или инструментом, мы применяем их сочетание, а значит создаем смешанное обучение.
Что с чем обычно смешивают?
  • Синхронное и асинхронное обучение
  • Размер форматов: большие курсы и небольшие модули поддержки
  • Самостоятельное и групповое обучение: задания личные и задания для группы
  • Микс способов поддержки: минимальная на одних темах, максимальная на других

Опыт показывает:

  • После чтения и просмотра видео нужны задания на восприятие, потом обсуждение применения
  • После синхронного обучения нужны задания на осмысление и перевод в практику
  • После группового задания нужно индивидуальное
  • После тренажера нужно обсуждение
  • Любые фрагменты нужно соединить в единое целое
Когда все-таки не нужно проектировать смешанное обучение?
Несмотря на то, что трудно представить темы, для которых идеально подошел бы только один формат, есть ситуации, когда инвестировать в смешанные программы нецелесообразно.

  • Короткий период для обучения, не больше недели. В этом случае интенсивное переключение между разными форматами может сработать против нас, мы человека только запутаем. Смешанное обучение хорошо работает в достаточно длинном периоде, когда у нас есть программа, когда мы выстраиваем не только смесь, но и ритмичность.

  • Однотипный контент. Например, обучение по продуктам. Представим, что у нашей компании продукты небольшие, типовые. Тут, скорее всего, смешанное обучение тоже будет не очень актуально.

  • Слушатели не готовы учиться самостоятельно. В смешанном обучении всегда значительная роль слушателя. В большинстве моделей смешанного обучения предусмотрено самостоятельное обучение.
Как проектировать смешанное обучение?
  1. Модель «До — Во время — После»
В нашем разговоре сегодня основное внимание уделим модели «До — Во время — После». Смешанную программу будем учиться проектировать именно этими тремя блоками:

  1. Основное, центральное событие — например, синхронный вебинар, или семинар, или тренинг.
  2. Подготовка к основному событию. Мы предлагаем какие-то материалы заранее, пусть это будет самостоятельное изучение. Наша задача — привести на основное событие подготовленных, настроенных на восприятие людей. Если это у нас получится, то во время основного события мы сможем дать больше практики, больше поработать с кейсами, ответить на уже сформировавшиеся вопросы. Вопросы — очень важный момент. Внутренние тренеры часто жалуются: “Участники вопросы не задают”. Почему так происходит? Да потому что вопросы еще не возникли, они не успели сформироваться. А если мы наших слушателей подготовим и дадим материалы заранее, то вопросы, скорее всего, появятся.
  3. Связка с практикой применения. Мы должны сделать что-то после основного события — дать какое-то практическое задание, организовать общение, обеспечить возможность применить новое. Если этого не сделать, знания улетучатся.
Пример.
Вы заняты чем-то на работе, вам звонят из дома с просьбой купить по дороге домой молоко. Вы соглашаетесь. Вечером приходите, вас спрашивают: “А молоко где?” Его нет. Вы забыли его купить. Почему так происходит? Потому что регистрации информации не произошло. Голова была занята другим, переключения полноценного не произошло. То же самое происходит, когда мы обрываем обучение и после основного события ничего нет. Что-то должно произойти дальше. Поэтому и нужно это «После».

Три части нашей модели являются единым целым, и поэтому весь материал по теме, который мы собираемся передать, нужно заранее распределить между ними.

2. Распределяем материалы и выбираем форматы

Какое наполнение может быть по нашей теме, если мы проектируем ее по модели «До — Во время — После»?

До события
Человек пока ничего не знает по теме, ему нужно вдуматься. В этот момент он еще не готов к диалогу, еще нет вопросов, они еще не возникли. И, скорее всего, нет собственной мотивации и нет понимания, что и как применить.

На этой стадии подойдут такие материалы:

  • Электронный курс с теорией. Этот курс может быть внешним
  • Книги, статьи, видео, подкасты

Во время основного события
Если на предыдущей стадии мы человека подготовили, то на основное событие он придет уже с наличием вопросов и сомнений. И будет главный вопрос: “Как это использовать?” Исходя из этого можно сформулировать задачу тренера. Нужно рассказать, как использовать, и нужно работать с сомнениями. Сомнения нужно заранее проектировать, думать о них, понимать, и отрабатывать на основном событии.

Подходящими форматами будут:

  • Работа с экспертом
  • Практика и разбор кейсов
  • Ответы на вопросы

Основным может быть не только какое-то синхронное событие, но и внешнее мероприятие, например, конференция, внешний семинар.

После события:
Теперь, когда прошло основное события, у человека должно возникнуть естественное желание попробовать самому, углубиться в изучение. Это значит, что здесь мы можем давать материал для практики и погружения в тему.

Для этой стадии подойдут:

  • Самостоятельная практика
  • Коммуникации
  • Закрепление изученного

Очень хорошо в качестве событий «После» работают домашние задания. Если мы не делаем «домашку» в обучении, то очень много теряем. Домашние задания должны быть, и они не должны быть автоматизированными.

Пример.
Я проводила серию вебинаров по педагогическому дизайну. Между вебинарами я давала домашние задания и проверяла их. А во время вебинаров делила группу на комнаты и давала в каждой комнате свои небольшие задания. И это очень хорошо сработало. Поднялось огромное количество вопросов и обсуждений. Коммуникация в процессе групповой работы оказалась бесценным опытом и практикой применения.

3. Строим единую траекторию

Когда в нашей программе нужно изучить несколько тем, то мы выстраиваем их в такой последовательности:
В каждой из тем будут свои «До — Во время — После». Получается единая траектория, в которой фаза «После» первой темы будет связкой с фазой «До» следующей темы. Таким образом, мы:
  1. объединим темы между собой,
  2. смоделируем интервальное обучение.

***
Самое главное не сделать смесь ради смеси. Не использовать инструмент только потому, что он есть. Не подтягивать под инструмент контент. Наоборот, контент, суть, смысл обучения должны дать вам понимание, какой нужен инструмент и какой нужен формат.

Как приправы в блюде оттеняют и дополняют друг друга, формируя вкус, так и в нашей с вами смеси пусть каждый компонент играет свою роль.

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также