- Вспоминание материала, то есть извлечение ранее полученной информации и взаимодействие с ней. По сути - укрепление связей, которые в последствии делают извлечение более простым и удобным для мозга;
- Анализ прочитанного - взаимодействие с материалом, соединение его с другими источниками или знаниями. То есть - практика использования материала, практика применения;
- Дополнительное погружение, потому что это еще одно столкновение с информацией после ее первичного изучения. Снова - извлечение, повторение, применение, дополнительные мысли.
Теперь посмотрим на e-learning, потому как я бы вам предложила организовать просто книжный клуб, но интереснее все-таки приложить это к нашему делу. Чаще всего сотрудники, слушатели, курс проходят один раз, иногда несколько (но это скорее по причине провала и недостаточных баллов), и на том их взаимодействие с материалом закончилось. Хорошо если «тема зашла», и человек тут же начал применять, все понял и стал пробовать. А если нет (что, скорее всего, чаще случается)? Более того, если тема обучения сам по себе такая, которую сразу и нельзя начать применять, эмоциональный интеллект, скажем? Вся надежда на ответственного сотрудника, который почему-то начнет искать способы изученное применить.
Результат от такого разового обучения очевидный: тут будет или полная растерянность от обилия новой информации, которую сложно переварить, или же простейшая потеря новых знаний, которые сами по себе уйдут из-за отсутствия практики извлечения (мозгом) все пройденного.
Есть такой инструмент - линия сопровождение, мероприятия, которые сопровождают слушателя в процессе и после обучения. Рассылки, вебинары, курируемый контент и еще масса всего интересного. Основная задача - держать слушателя в информационном поле темы как можно дольше, чтобы в какой-то момент знаний «приросли» или нашелся повод извлечь и применить.
А что есть в качестве одного из инструментов сопровождения или даже в качестве одного из форматов в составе курса использовать книжный клуб. Обсуждение пройденного курса. В чате мессенджера, в форуме на портале, в виде вебинара или скайпа, а может быть митап за кофе для всех сотрудников офиса, которые проходили курс в последние пару недель? Основная задача - предложить слушателям заново вспомнить курс, поговорить о нем, подумать и проанализировать, услышать мнения коллег. Организовать взаимодействие с материалов, опять-таки извлечь, взаимодействовать, практиковать.