О смысле, профессионализме и скуке

Елена Тихомирова • 10.12.2021
Learning Monday

С вами Learning Monday и размышления о скуке и профессионализме. В феврале этого года, в одном из текстов в ТГ-канале я писала о том, что профессионализм - это много часов вложений в одно и то же дело, регулярно, много, постоянно. И это - скучно. Вот возьмем спорт. Нет ничего веселого в том, чтобы день за днем повторять одно и то же движение, чтобы отточить его до автоматизма и идеального исполнения. Это не только скучно, это еще нудно и больно.


Чтобы хорошо писать, нужно писать много и часто. Лучше каждый день. Художник не становится художником с первого раза. Нужно нарисовать тысячи лиц, цветов и животных, чтобы однажды получилось что-то достойное. Может быть, и есть те, у кого талант, но они просто идут чуть быстрее, чем те, у кого якобы, таланта не так много. Музыканты (кто помнит музыкалку?), повара, водители, учителя, врачи, кто угодно - тысячи повторений, похожих и однообразных, приводят к результату.

Но из большого количества утюгов звучит совсем другое - разнообразие, события, постоянное вдохновение. Новые проекты! Новые идеи! Постоянное вовлечение! Правда? Так бывает? Работа может приносить удовольствие и должна это делать. Каждый должен за этим следить и искать дело, которым он готов заниматься постоянно. Но нет ни одного дела, в котором не будет скучно. Нет такого дела, в котором будет одно бесконечное вдохновение, легкость и радость достижений. Нет такого дела, в которое не нужно инвестировать время и усилия. А усилия как раз в том, чтобы делать то, что не нравится, не хочется и вовсе не вдохновляет. Усилия в том, чтобы видеть свои ошибки и даже после них идти, двигаться, пробовать снова.


Успешен тот, кто принимает скуку.


Это навык, которому нужно учить. Отчасти - это составляющая навыка обучения. Принятие того факта, что обучение - не самое веселое занятие и требует усилий. Что не всегда там будет что-то очень интересное и яркое. Часто слушатель один и сам себя должен уговорить идти дальше, а иногда и заставить. Обучение - это очень важно, но это не развлечение, чаще всего. Иногда может быть момент вдохновения, иногда может быть очень интересно. Но ключевое слово - иногда.


Идея бесконечного разнообразия сказывается на самом проектировании обучения. Хочется делать разные курсы, пробовать самые разные инструменты, создавать какие-то необычные впечатления. Потому что не хочется делать однообразную работу, не хочется делать одно и то же.

Я почти 20 лет проектирую обучение. И вот что я точно знаю - это скучно. Очень однообразно, всегда один и тот же процесс, примерно одни и те же задачи. Бывают, конечно, уникальные проекты, интересные открытия, но в целом все очень монотонно - создать учебный материал и траекторию, которая поможет людям. Я хорошо понимаю тех, кто хочет чего-то нового и свежего, кому хочется попробовать то, чего еще не делали. И тут дело вовсе не в эффективности, вовсе даже не в моде зачастую. Давайте признаемся честно - нам самим хочется чего-то новенького.


Попробуем поискать вдохновение в другом. В том, какую мы на самом деле приносим пользу. Как помогаем людям, как делаем их жизнь в чем-то проще. Давайте попробуем придумать, как получить от слушателей, которых мы часто не видим, обратную связь. Как узнать, что наша работа полезна. Потому что как только мы это найдем и узнаем, нам сразу станет намного интереснее делать то, что кажется очень скучным и однообразным. И потребности в том, чтобы развеселить себя чем-то свеженьким уже не будет, потому что мотивация будет совсем другой.

Самое удивительное происходит в тот момент, когда работа становится осмысленной. Когда у нее находится большое значение. Ни финансовая мотивация, ни инновации, ни один другой стимул не работают так, как найденный смысл. Иногда его приходится искать самим.


Подписаться на рассылку Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также