Посмотрите снова, все меняется

Елена Тихомирова • 31.10.2023
Learning Monday

Хотела этот текст начать с фразы “Ничто не вечно под луной”, но обнаружила, что у нее сложности с авторством, потому что кто-то ее приписывает Шекспиру, а кто-то Карамзину, а кто-то уверен, что это перевод фразы на латыни. Так что красивой цитаты не будет. Но смысл от этого не меняется — этот текст о пересмотре собственных решений. И задача эта крайне не простая.


Много лет подряд я могла легко набрать группу на очный тренинг по педагогическому дизайну. Зато такой легкости не было с онлайн-курсом. Меня просили очно и не хотели слушать вебинары. Случился ковид, а потом еще много всего случилось, и теперь вдруг оказалось, что все поменялось, с точностью до наоборот. Теперь онлайн-программа набирается быстро, а очный тренинг и вовсе пришлось убрать этой осенью — потому что все хотят только онлайн.


Когда-то мои слушатели хотели проходить обучение сразу, за 1 или 2 дня. А теперь хотят 3-4 недели по 2-3 небольших вебинара в неделю. И еще 8-10 лет назад я не могла слушателей уговорить сделать домашку, а теперь ее просят и сдают почти 100% слушателей. Все меняется. И это — нормально.


Система обучения, даже на уровне самой небольшой отдельной программы, должна меняться. Потому что люди меняются. Меняются вкусы, предпочтения, взгляды. Все это меняется под воздействием всего вокруг нас. Когда-то нам было совершенно естественно идти в банк, чтобы оплатить электричество, а первые онлайн-сервисы для этого скорее пугали, чем привлекали. А вдруг платеж не пройдет? Теперь же большинство из нас не может себе представить, что для такой задачи придется пойти в банк ногами.


При этом любая система работает по накатанной. Остановиться и пересмотреть ранее принятые решения бывает очень не просто. С одной стороны, нам кажется, что все и так работает, зачем тогда что-то менять? А с другой стороны, пересмотр прошлых решений требует от нас мужества и храбрости, потому что может оказаться, что прошлые решения были вовсе не идеальны. Это дается непросто.


Но пересматривать нужно обязательно. Меняются предпочтения в длительности и форматах, в способах взаимодействия и в способах представления контента. Иногда эти изменения будут цикличны — сначала все хотят мобильное обучение, потом не хотят, а потом хотят снова, но уже немного другое. И это все — тоже совершенно нормально.


Каждый педагогический дизайнер нарабатывает свои подходы. В какой-то момент они доходят до автоматизма, мы даже не замечаем, как начинаем делать одно и то же, просто потому что привыкли и знаем, что так вроде как работает. Ключевое тут — вроде как. Я была уверена, что мои слушатели хотят обучение с погружением, два очных дня, отключиться и нырнуть в новое. Потому что именно так было раньше. И я ошиблась. Это заставило меня не только пересмотреть этот курс, но начать думать, а не могу ли я ошибаться где-то еще, где я так же привыкла действовать определенным образом? Может быть, я давно не смотрела на свои решения снова, не пересматривала их и не искала альтернативы?


У Адама Гранта есть книга “Подумайте еще раз”. Она как раз про пересмотр решений, про поиск альтернатив там, где все кажется очень понятным и уже проверенным. Прочитав ее несколько лет назад, я стала хорошо понимать, что, как только в голове возникает аргумент “Так всегда работало, не нужно ничего менять”, сразу нужно искать и думать про альтернативы. Потому что это тоннель, в котором мы не видим ничего сбоку. Шоры в принятии решений.


Если бизнес, который не может перестроиться и адаптироваться к новым условиям, умирает, то почему так же не может пострадать система обучения? Может быть, уже давно пора пересмотреть курсы и их форматы, их длительность и оформление, учебный портал и то, как слушатель им пользуется? И дело не в том, что нужно гнаться за инновациями и трендами. Тот, кто давно меня знает, скажет, что я скорее противник моды и трендов. Но тут дело не в моде. Иногда нужно ровно обратное — вернуться к чему-то более простому и сделать по старинке. Может быть, слушатели уже устали от интерактивного видео? Может быть, оно было актуально тогда, когда нужно было не просто учить, но и привлекать внимание к обучению, пробуждать любопытство. А теперь наши слушатели уже готовы просто учиться и понимают, насколько это важно для их жизни и карьеры. И в такой ситуации не будут ли им мешать чрезмерно технологичные и интерактивные форматы?


Где-то может оказаться, что больше не нужно иметь все свое внутри своей системы. Что уже есть внешние продукты и проекты, которые могут намного эффективнее закрыть задачи обучения. Может оказаться так, что те технологии, которые есть сейчас в компании, уже маловаты и нужно что-то серьезнее и сложнее. А где-то снова наоборот, было очень много всего, но половина не востребована и просто мешает.


Но самое главное — это научиться делать такой пересмотр, как для всей системы, так и для своих личных решений. Мы боимся признавать ошибки, хотя именно в них вся сила. Если ошибку удается увидеть и понять, именно она дает огромный потенциал для развития. Как минимум потому, что вы уже знаете, что не работает (и, может быть, даже знаете почему). Это отличный источник для нового решения.


Каждое решение принимается в своих условиях и в свое время. Для этих условий и этого времени оно могло быть даже верным. Только сейчас, когда что-то поменялось, оно уже не работает. Главное вовремя его пересмотреть.


P.S. Тот самый тренинг, который подтолкнул ко всем этим размышлениям, начнется 20ого ноября, онлайн, 4 недели, 2 вебинара в неделю и много домашек. Все, как просили слушатели.

Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также