Про везение, холодильники и самостоятельное обучение
Посмотрев на привычные и известные бренды, мы с супругом сильно приуныли. Даже может очень сильно. И так как перспективы были очень туманными, решили искать альтернативы. Немного рекомендаций от знакомых, немного поиска в интернете и мы нашли одного симпатичного китайского производителя, который вроде никак не уступал немцам и прочим товарищам. На них выбор остановили. Все купили, получили и забыли.
А тут несколько недель назад в книжном магазине я случайно увидела книгу “Эволюция Haier”. О, это же мой холодильник, воскликнула я и немедленно купила книгу. На днях до нее дошли руки, и я окунулась в незнакомый мир становления рыночной экономики в Китае и историю компании, о которой до марта месяца я ничего не знала.
Развитие заводов Haier и устойчивости компании основано на постоянном поиске их генерального директора правильных моделей управления. Эта компания основана не на инновациях и новых технологиях, хотя они тоже присутствуют. Компания стоит на эффективных моделях управления предприятиями и методах непрерывного контроля качества. Только благодаря этому они выросли из полуразвалившегося завода холодильников с кучей брака до той компании, которую мы видим сейчас.
Теперь самое интересное. Обучение в компании Haier построено на модели совместного самообучения. На заводах организованы малые команды, которые организуют себя сами, и у них достаточно много свободы, если они соблюдают стандарты и требования. В этой логике очень много от Дао Тойоты. Эти маленькие команды учат сами себя. Они сами обсуждают, каких знаний им не хватает, и это повседневная тема для обсуждения. Потом ищут источник: учатся сами, учатся друг у друга или ищут кого-то, кто может помочь. Потом снова обсуждают, что получилось выучить и как этим можно пользоваться.
Это же совершенно потрясающая архитектура. Я не могу себе представить, сколько за ней стоит труда и упорства, насколько тщательно была подготовлена вся модель управления по всей компании. Но зато точно вижу, что это один из немногих подходов к обучению, который действительно работает.
В таком совместном самостоятельном обучении обучение не только становится частью постоянного рабочего процесса. Возникает ответственность за изученное или не изученное перед теми, с кем работаешь каждый день. Сразу видна связь деятельности и обучения. И это не ответственность перед кем-то сверху и перед тем, кто начисляет бонусы. Это те самые люди, с которыми ты работаешь, с кем у вас общие показатели деятельности, с кем ты пьешь кофе и смотришь в глаза. Обучение в такой модели приобретает совершенно иной смысл.
Здесь нет задачи обучения, которую поставил кто-то сверху и которую совершенно невозможно понять. Здесь задачи поставлены самостоятельно и с помощью тех, кого мы понимаем. У этих задач есть аргументы, понятные и прозрачные, связанные с тем, что я делаю. Вы только задумайтесь, насколько такое обучение отличается от любого назначенного обучения, каким бы правильным оно ни было.
Эта модель обучения дала основу для культуры инноваций в Haier. Что интересно: инновации там очень приземленные, но сильно связанные с работой. Другая сварочная горелка, которая удобна при сборке холодильника, особенная отвертка. Все то, что помогает изготавливать качественный продукт, эффективно и в срок. Потому что есть малые группы людей, которые думают о своей работе и учатся тому, что поможет эту работу сделать.
Пожалуй, эта случайная книга дала очень много пищи для размышлений. Теперь есть повод подумать, как такую модель можно перенести в другие компании. Как и где еще можно можно ее использовать.
К слову сказать, книга сама по себе написана не очень хорошо. Она подойдет тем, кто готов читать не самый вдохновляющий текст и делать выводы без наводок и подсказок.
Но когда в книге водятся такие мысли, разве важно, как она написана?!