Про коворкинги, скорость развития и медленность обучения
Пару лет назад у моего eLearning center была задача сменить офис. Искали, думали, разные варианты смотрели. Как вариант рассматривали аренду коворкинга. Смотрели тогда и появившийся в Москве знаменитый WeWork. Я помню, как изучала их сайт и как мне казалось, что это очень интересное место. Красиво, уютно и все продумано. От коворкинга мы тогда отказались, потому что поняли, что очень хотим быть вместе, только нашей командой. А сам WeWork нам не подошел по географии. Но что-то вроде небольшой мечты попробовать такое место — осталось.
И тут недавно вышел документальный сериал про WeWork — WeCrashed, на русском — «Не сработало». И уж насколько я не большой любитель фильмов и сериалов, первые серии этого кино меня захватили. Потому что это отличный учебник про то, как не нужно делать бизнес. Как стремительный рост на самом деле опасен и может утащить ко дну даже очень хорошую компанию с очень большими деньгами.
Что произошло с WeWork — они не смогли удержаться в условиях невероятно быстрого роста. Этот рост был искусственным, не натуральным. Рост не от спроса, а от желания его сформировать. И если с точки зрения стратегии я точно не готова рассуждать о том, правильно так делать или нет, то с точки зрения навыков — у меня есть одно размышление.
В этом фильме и в самом кейсе в реальной жизни очень наглядно одно — команда не успевала учиться и адаптироваться к тем условиям, которые создавал их основатель. Начав с одной точки, они не успели понять, как она работает, как вообще устроен такой бизнес, а у них стали появляться другие точки, больше, сложнее, в разных городах. Этим нужно было учиться управлять, а они не успевали.
Постепенное развитие в любой области дает одно очень важное преимущество — формируется устойчивый навык. И не важна сама суть этого навыка, важно то, что он будет. Скажем, человек становится генеральным директором. У него это уже и в трудовой, и на визитке эта должность. Но если у него до этого такого опыта не было, то реальным генеральным он станет только через несколько лет. Потому что только за несколько лет человек пройдёт и проживет самые разные ситуации в бизнесе, сформируется навык принятия решений, взаимодействия с людьми, работы с клиентами и партнерами. Это все требует времени. И пока это время не прошло, компания находится в зоне риска — навыка может не хватить.
Можно быстро чему-то научиться. Можно почитать, набраться правильных слов и даже сделать несколько правильных действий. Но действительно системный навык — это время и метод проб и ошибок. Это обязательное изучение ошибок, их анализ и систематизация. И совершенно не важна область — это одинаково справедливо везде.
Чтобы быть устойчивыми в том, что мы делаем, нельзя торопиться. Эти серии «Не сработало», равно как и весь кейс WeWork, — наверное, самый наглядный тому пример. Нельзя стать устойчивой компанией без должного времени на обучение. Нельзя стать эффективным методистом по итогам одного обучения и одного сделанного проекта. Нельзя научиться жарить омлет с одного раза (даже если первый раз и правда получилось).
К чему я все это? К тому, что обучение требует времени. Как на сам учебный процесс, так и на то, что происходит после, когда мы на самом деле начинаем понимать, что и как делать. И если мы решили чему-то учиться, то планировать нужно не пару недель на курс, а месяцы на пробы, ошибки, на понимание правильных решений. Если мы строим систему корпоративного обучения, то делать это нужно постепенно, потому что у нас самих еще нет навыка управления ей. Нужно научиться. Начать с чего-то простого, постепенно развивать, добавлять, действовать шаг за шагом.
Медленно, но верно. Пусть это и звучит контринтуитивно в сегодняшних реалиях. Но именно спокойствие и последовательные действия делают нас и наши компании более устойчивыми в будущем.