Культура обучения и культура незнания

Елена Тихомирова • 11.02.2022
Саммари вебинара Елены Тихомировой
Видеозапись

Многие задачи невозможно решить на уровне отдельных проектов, отдельных курсов.
В сегодняшнем мире компании проходят через огромное количество изменений. Есть такая фраза: «Побеждает тот, кто быстрее учится». Для современного бизнеса скорость обучения имеет значение, это один из показателей устойчивости.
Быстрое обучение подразумевает не какие-то отдельные шаги, а культуру, систему.
Дискуссия «Что такое культура обучения?»
Ответы участников:

  • Умение учиться вообще
  • Выделять на это время и энергию
  • Участники понимают ценность обучения
  • Находить мотивацию самостоятельно, не ждать пинка
  • Видеть ценность обучения и изменения в жизни после обучения
  • Обучение — ценность и привычка
  • Когда безопасно не знать
  • Когда время на обучение легализовано) Не нужно учиться из-под полы)
  • Когда все сотрудники повышают свою экспертизу для достижения цели и получения результата
  • Слушатели понимают, зачем они учатся, знают, чему учиться
  • Все знают, кто, чему, как и где учится, по какому поводу, выполняют задачи по обучению, вовлечены (не из-под палки)
  • Обучение планируется ли в компании наряду с другими основными функциями
  • Есть инвестиции в обучение
  • Обучение согласуется со стратегией и целями компании
  • Разделяемые ценности как сотрудниками, так и руководителями в области развития и повышения квалификации
  • Когда сотрудники спрашивают, а когда еще какое-нибудь обучение они могут пройти
  • Совокупность сложившихся в организации механизмов, ценностей и практик, связанных с развитием сотрудников
  • Когда в компании принято учиться — «здесь так принято»
Вывод: в первую очередь культура обучения — это осознанность, когда сотрудники понимают, что им нужно и зачем, когда обучение — это привычный механизм, с которым они живут и работают.

Культурой обучения нужно заниматься. Если нам в год нужно учить сотрудников по пятидесяти темам, то пятьдесят раз придумывать, чем их мотивировать — это дорого, некомфортно, это каждый раз попытки придумать что-то, что в реальности не работает: нельзя научить, можно только научиться.

Культура обучения в привычном понимании:

  • все хотят учиться и делают это
  • не нужно мотивировать к обучению
  • открытость новому и желание развиваться
  • внутреннее создание и сохранение знаний

Я хочу попробовать посмотреть на культуру обучения под другим углом: что должно быть в компании, что должно происходить, чтобы культура обучения сложилась?

Дискуссия: «Почему людям сложно учиться?»
Обучение не легализовано:

  • Очень много повседневных требований и задач
  • Нет времени на обучение
  • Учишься по ночам и вопреки всему
  • Компания не поддерживает обучение в рабочее время
  • Сложно выделить время в работе, много отвлечений, если это онлайн-обучение

Нет комфортных условий:

  • Большое количество обучения
  • Обучение построено без учета пожеланий обучающегося (время и тп)
  • Нет условий, например технических
  • Обучение написано кошмарным канцелярским языком
  • Нет поддержки после обучения

Нет связи с практическими задачами:

  • Ненужное обучение
  • Непонятно зачем
  • Несвоевременное обучение (слишком поздно/рано)
  • Сотрудник не видит практического применения знаниям
  • Не привязано к практике
  • Обучение ради обучения
  • Обучение не равно решение проблемы, но при этом навязано руководством
  • Полученные компетенции потом не реализуются на практике

Негативный опыт:

  • Стереотипы обучения в школе и ВУЗЕ
  • Стереотипное мышление об обучении (неинтересно, скучно, не применимо на практике и тд)
  • В вузе сообщили, что мое мнение «нещитово», а «щитово» только мнение Бахтина. Желание учиться было уничтожено
  • «Забудьте, что вы узнали в школе, сейчас расскажем, как правильно» (с)

Нет навыка учиться самостоятельно:

  • Люди не умеют учиться эффективно самостоятельно — их никто этому не научил
  • Люди привыкли, что знания в голову должен кто-то вложить (учитель, преподаватель), а если такого человека нет, а есть только курс, то человеку часто сложно
  • Нет авторитета учителя
  • Лень
  • Энергозатратно
Нарушение статус-кво
Мы имеем дело со взрослыми. Для них обучение — это изменение. Это либо дополнение имеющихся знаний, либо переучивание. Любое обучение тянет за собой изменения, которые слушатели должны в своей жизни произвести. Люди этого не любят. Мозг наш меняться не любит. Чем старше человек, тем сильнее мозг «цепляется» за текущее положение вещей.

У нас всех срабатывает страх нового и страх изменений. Когда в компании внедряется новый программный продукт, который покрывает работу всех подразделений, возникает сопротивление. Почему? Не потому что продукт плохой или неудобный. Очень страшны изменения, страшно что-то менять. Страшно ошибиться, не понять, не хочется вкладываться. В такой ситуации нужно не доказывать людям, что продукт хороший, нужно снимать страхи. Это одна из составляющих культуры обучения — помочь людям снять страхи перед изменениями: показать, что все не так страшно, разбить изменение на небольшие куски, чтобы не было впечатления, что в одночасье вся жизнь поменялась.

Какие чаще всего у людей бывают страхи перед обучением?

  • у меня не получится
  • все равно неясно, как применять
  • я не смогу ничего запомнить
Когнитивная лень
Этот термин прекрасно описан в книге Адама Гранта «Подумайте еще раз». Мы не готовы на регулярной основе думать о том, что можем быть неправы. Мы не готовы на регулярной основе задавать себе вопрос: где мы ошиблись? И не готовы искать какие-то альтернативные решения.
Именно из убеждений «я могу быть неправ», «могут быть другие варианты развития событий» происходит внутренняя культура обучения.
Внутренняя культура человека строится на когнитивной задаче, в которой он регулярно задает себе вопрос: «Я могу быть неправ?» Когнитивная лень присуща большинству людей, и люди себе этот вопрос не задают.

Когда человек открыт тому, что он может чего-то не знать, тогда наступает состояние осознанной мотивации к обучению. Это не мотивация к обучению на самом деле, а мотивация к поиску решения, идей, к поиску вариантов развития событий.
Культура обучения = культура незнания
Культура обучения — это культура, в которой не знать нормально, и даже иногда лучше, чем знать. Нельзя прочитать все книги, все блоги и все статьи. Это прекрасно, если мы чего-то не знаем.
На этом тезисе должна строиться культура обучения. На ощущении, что это хорошо — не знать.

Культура незнания — это:
  • свобода говорить «я не знаю»
  • адекватная реакция на отсутствие знаний и умений
  • поддержка незнания
Сознание новичка
Это термин из дзен-буддизма, означающий что надо пробовать смотреть на вещи с сознанием человека, который их никогда не видел. Это регулярная постоянная тренировка открытости новому и переход от фиксированных установок к ментальным установкам развития. Установки развития очень хорошо описаны в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Сознание новичка — это отсутствие страха чего-то не знать, предположение, что я многого не знаю и, как следствие, многому могу научиться. Это готовность менять свои взгляды. Если мы говорим про корпоративную культуру, то это поощрение изменений во взглядах.

Примерно в 2007 году я узнала про мобильное обучение, я была в абсолютном восторге от идеи, что внутри одного гаджета есть все. Я писала про это статьи, писала посты. А сейчас я больше в мобильное обучение в таком виде не верю, критикую, потому что у меня со временем накопился большой пул аргументов. Я поменяла свою позицию.

Важно тренировать в людях этот подход: убеждения могут меняться, и это нормально.

Умение переучиваться

  • переучиваться — это нормально и правильно
  • не цепляться за убеждения и не соединять их со своим Я
  • постоянный поиск собственной неправоты
Навыки и условия для формирования культуры обучения
  • эмпатия: понимание людей, страхов, иррациональностей
  • убеждение: без насаждения, через понимание (книга Д.Пинк «Человеку свойственно продавать»)
  • помощь в изменениях: осознание изменения и его сложности, каскадирование на действия, помощь по шагам

Обучение выходит за рамки того, к чему мы привыкли. Это не только передача знаний, но и сопровождение применения, чтобы полученные знания заработали и отношение к обучению поменялось.

Люди нерациональны. Мы совершаем много неправильных выборов даже при очевидной пользе. Если у людей спросить, понимают ли они пользу спорта, правильного питания, большинство ответят: да, конечно. Но не все и далеко не всегда делают так, как полезно и правильно. Когда мы людям даем рациональные аргументы. Когда мы развиваем и прививаем корпоративную культуру, убеждения должны идти не из рационального домена.
Про тех, кто создает знания
У большинства электронных курсов компании автор не указан. Нет ни фотографии человека, который создавал материал, ни вступительного слова, ни благодарности.

Что важно учитывать, когда мы говорим про развитие экспертов?
  • Не все могут быть экспертами, и это нормально. Не все могут быть людьми, которые учат.

Качества эксперта:
  • Человек, который готов отдавать, нацелен на помощь другим людям (книга «Брать или отдавать?» )
  • Человек, который способен к эмпатии: в состоянии понимать позицию обучаемого

Как поддержать экспертов?
  • давать обратную связь по сделанному
  • демонстрировать авторство и выводить из тени
  • легализованное отдельное время на передачу знаний

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также