Редакция Тихомировой

Почему меняться так сложно?

Елена Тихомирова • 19.02.2021
Обучение - это изменение
Даже небольшой объем новой информации может потребовать существенных изменений в поведении. Если мы учим новым процессам и подходам, новым инструкциям и стандартам или новой теме, с которой люди еще не сталкивались, то должны помнить, что знать не достаточно. Нужно будет действовать.

Действие же и будет представлять основную проблему. Представьте себе, что вы много лет чему-то учились и каким-то образом действовали. 5, 10, может быть даже 15 лет. Тот навык, который есть сегодня, сформировался как результат длительной практики. Это случилось не за один день. Сшито со другими процессами и мыслями. И вот настал момент, когда нужно начать действовать иначе. Это очень большая задача.

По сути за достаточно короткое время (если следовать ожиданиям от обучения), человек должен не просто запомнить новое, но изменить то, чему он много лет учился (или просто привыкал). Должны поменяться базовые рутинные процессы, которые мы делаем на автопилоте. Попробуйте встроить в свою жизнь 5 минут зарядки по утрам, если ее там никогда не было, и вы поймете, что даже такая простая и полезная штука приживается с трудом.
В дело идет самоконтроль
Та часть обучения, которую мы видим и создаем, это только вершина айсберга. Под водой - все самое интересное. Под водой - весь тот процесс внедрения нового поведения и изменения своей рутины, который происходит после обучения. В дело идет самоконтроль. Приходится за собой следить, почти постоянно. Вы решили отказаться от сладкого. И сложным будет не решение и не понимание, что сахар - не самая полезная вещь. Сложным будет сам процесс перестройки, когда придется отловить себя не только в тот момент, когда вы собираетесь съесть конфету. Нужно будет еще вспомнить о том, что многие привычные продукты содержат сахар и теперь нужно целиком менять пищевые привычки.

Вы будете эксплуатировать самоконтроль постоянно в течении дня. Он будет истощатся и подводить вас. Будут ошибки и откат к более привычному поведению. И что еще важно - весь этот процесс должен быть осознанным. Только тогда появляется возможность отследить ошибки и возвраты и пробовать действовать правильно.

Обучение сложно не само по себе. Процесс получения знаний может быть приятным и даже вдохновляющим. Он может давать дополнительные приятные эмоции и уверенность в себе, повод себя похвалить за правильные дела. Сложно начинается потом, когда все новое нужно пробовать применять на практике.
Самое главное, что нам нужно - это время
Все наши гаджеты, которые мы держим в руках, забирают то самое внимание. Мы открываем посмотреть погоду, приходит почта, мы уже ее читаем. И уже наше внимание ушло. Открываем прочитать почту, видим важное, а тут приходит сообщение от facebook. Можно даже не переходить, часть ресурса уже потеряна.

Достичь хорошего результата можно при условии погружения. Те самые 10 000 часов, про которые писал Сэр Кен Робинсон в "Призвании" - это и есть погружение, фокус, постоянное внимание к деталям. Это 10 000 часов внутри одной темы, удерживая свое внимание даже тогда, когда далеко не все интересно и что-то не получается.

Многое вокруг нас сегодня убивает внимание. Недавно вспоминали дома, как готовились когда-то к экзаменам в школе. Вспоминали про музыку, кто что слушал. Помню ночного Стинга, когда решала очередные задачки. И помню, что ничего кроме музыки не было. Телефон звонил только днем. Да и то - редко. После 22 уже была тишина. Только тихая музыка на фоне, которую я часто отключала, потому что мешала.

Сегодня в день только на мой телефон приходит больше 150 уведомлений. А я отношусь к категории умеренных пользователей, не так много общаюсь и почти везде отключаю звуки. Уведомления приходят на компьютер. Вроде благо, ничего не пропустишь. Но только вот зачем мне именно сейчас, когда я пишу текст, знать, что мне пришло письмо. Оно же вряд ли настолько срочное, что мне нужно на него ответить мгновенно. Отключаю все уведомления, все значки и счетчики. Телефон отключаю и только тогда можно работать.

Наше внимание страдает. Дети, которые постоянно отвлекаются на гаджеты (если они есть). Кажется, что единственное, что мы на самом должны для детей сделать, это научить их обращать внимание. Замечать, наблюдать, фокусироваться. Какую бы профессию они ни выбрали в будущем, именно внимание будет основой для успеха. Уметь погружаться, видеть то, что ты сейчас делаешь, думать об этом. Остальное - не так важно.

Статья впервые опубликована 20 мая 2020
Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также