Редакция Тихомировой

Елена Тихомирова

В 2006-2007 году стали появляться первые блоги в России про eLearning и про обучение. Пару лет я очень сильно сомневалась, стоит ли мне заводить свой блог. Было непонятно, действительно ли это кому-то нужно и действительно ли я знаю что-то такое, что будет интересно и полезно другим людям. К 2008 году я наконец решилась и решила попробовать. Этому блогу 13 лет. Большую часть своей жизни он прожил под именем «Живое обучение» на платформе Blogger. Сначала я писала только туда, потом появились статьи в самых разных изданиях, которые интересовались eLearning, потом появились материалы, которые мы создавали вместе с коллегами по eLearning center при моем непосредственном участии и под моей редакцией. Я втянулась, стала писать постоянно, завелся телеграм-канал.
Про себя я могу сказать две вещи – я люблю современное обучение и люблю писать тексты.

Вместе с блогом за эти годы менялись мое мировоззрение и мои убеждения как eLearning-специалиста. Я развивалась, училась и продолжаю это делать. Многие тексты я пишу не только для всех читателей, но в первую очередь для себя, потому что для меня это способ понять что-то, разобраться в какой-то теме и проверить свои гипотезы.

Здесь, в Редакции, собраны все материалы, которые я пишу, и все, которые выходят под моей редакцией.
Об eLearning-проектах:
1. eLearning center
С 2003 года я генеральный директор компании eLearning center.

Мы в нашей компании стараемся делать такие курсы, которые люди пройдут, и в их жизни что-то поменяется. Они что-то будут делать лучше, они от чего-то будут застрахованы, они будут понимать что-то по-другому, - их жизнь станет лучше. Мы к этому прикладываем очень много усилий - и методологических, и технологических.

Мы работаем в срок, мы работаем в бюджет, мы очень стараемся удерживать такие цены, которые наши заказчики смогут себе позволить, всегда стараемся предлагать разные варианты.

Наша основная сила заключается в методологии. Мы считаем, что обучение начинается с методологии. Очень большое количество заказчиков мы отговорили от высокотехнологичных решений, и они потом нам честно говорили спасибо. Большому количеству наших клиентов мы сэкономили много денег за счет разных методических конструкций, которые позволили им не делать дорогие курсы или не делать много курсов.

Наши подходы позволили действительно по-другому посмотреть на некоторые вещи.

У нас есть консалтинг, и он достаточно специфичный. Мы разбираемся с тем, какая компания, какие у нее люди, и какое обучение будет работать.

Я очень люблю решать учебные задачи. Я очень люблю для определенной целевой аудитории и для определенной задачи простраивать систему обучения и смотреть, как в процессе выискивания деталей выстраивается полная картина.

Когда мы делаем консалтинг, мы смотрим на то, что вокруг обучения. Не только курс сам по себе имеет значение, а все, что к нему прикладывается. Мы в первую очередь ориентируемся на установку, что обучение - это не событие, а процесс.

Я сама живу с этой идеологией: обучение - это не событие, это большой длинный процесс, болезненный, иногда требующий огромных вложений со стороны обучаемого. Когда мы про это забываем, мы получаем неэффективные решения.

Все, что я делаю в электронном обучении, это в первую очередь про обучение и про процессы, а во вторую очередь про технологии. Они имеют значение, я ни в коем случае не списываю их со счетов: методист должен быть в курсе, должен их понимать, но они не должны сбивать фокус. Фокус первично у нас должен быть на людях, на том, что реально должно произойти после обучения.
2. elc: Библиотека готовых курсов
Кроме разработки электронных курсов, мы предлагаем большую библиотеку готовых курсов.

Наш каталог содержит больше 80 тем для корпоративного обучения. Это и безопасность, и баланс между работой и личной жизнью, и управление временем, и практики лидерства, и навыки управления командой, и работа с конфликтами – все те темы, которые не являются специфичными для компаний, но которые очень полезны для сотрудников и которые вовлекают людей в обучение.

С готовыми решениями вы можете за один день запустить обучение в компании и практически мгновенно наполнить вашу систему дистанционного обучения качественным и актуальным контентом. Загляните в наш каталог, вам наверняка что-то понравится: https://e-lc.ru
3. Learning Pro
Много лет я обучаю людей педагогическому дизайну. Мне это очень нравится, нравится рассказывать, что такое педагогический дизайн, как он устроен.

С 2003 года я обучала преподавателей использованию систем дистанционного обучения, первый раз столкнулась с задачей обучения взрослых людей. Читала лекции по управлению знаниями и по созданию профсообществ.

Написала вместе с коллегой учебник по использованию информационных технологий для преподавателей - «Преподаватель в среде e-learning». Аналогичный учебник написали и для студентов.

В 2008 году преподавала систему корпоративного обучения и управление знаниями в МИРБИСе на совместной программе со Стокгольмской Школой Экономики.

Вела в MBA МЭСИ построение системы корпоративного обучения.

В 2009-2010 году разработала первую версию авторского курса «Педагогический дизайн», который сначала проводился только в электронном виде и постепенно «переехал» в разные форматы - короткие и длинные тренинги. Появились тренинги просто про разработку курсов, про мобильное обучение, про стратегию внедрения - целая серия тем.

Я написала книгу «Живое обучение», она про внедрение e-learning с нуля, про базовые вещи, про стратегию, про архитектуру, про логику построения.

Сейчас работаю над следующей, и, как любой автор, не могу сказать, когда она выйдет.

Мне важно делиться экспертизой по нескольким причинам.

Во-первых, я уверена, что когда делишься - учишься. Когда о чем-то рассказываешь, это помогает структурировать, понимать еще глубже ту тему, которой интересуешься.

Во-вторых, мне кажется, что в совместной работе и в совместном обмене знаниями рождается та самая истина, то самое большое понимание того, что именно нужно делать.

Я увлеченный человек, я узнаю огромное количество информации, и мне очень хочется, чтобы знания, которые у меня есть, могли дать пользу людям.

Чем больше людей учат и учатся педагогическому дизайну, тем больше хочется идти дальше, открывать какие-то направления еще.

Я сама веду тренинги по педагогическому дизайну, по методам обучения и по организации системы обучения в компаниях. Кроме этого, вместе с экспертами в обучении мы создали проект Learning PRO. Наша задача – делиться знаниями, опытом, наработанными методиками и вместе формировать отношение к обучению как к профессии.
4. Ежегодная конференция Learning elements
Это, в первую очередь, отдельный бизнес. Как мне кажется, у нас сейчас стало получаться его делать. Очень много людей, которые приходят каждый год. Это совершенно невероятная история, потому что я никогда не думала, что получится сделать такую площадку, на которой все собираются, обмениваются новостями.

eLearning elements — пусть оно происходит раз в год, но это самое эмоциональное «детище».

Когда стоишь в перерывах на улице, а там половина людей ходят друг с другом обнимаются, жмут друг другу руки, хотя все уже переменили по несколько мест работы, понимаешь, насколько это невероятное и эмоциональное событие.

Elements - это часть моей души. Потому что это не стандартное мероприятие: это единственное место, где мы с коллегами делаем то, что мы хотим. Когда мы работаем под заказ, разрабатываем электронные курсы, мы все равно ориентируемся на какие-то условия: бизнеса, конкретных людей, обстоятельств. А eLearning elements мы освободили от каких-либо условий, она живет абсолютно сама, своей жизнью. Мы поднимаем темы, которые мы хотим поднимать, мы собираем людей, которых мы хотим собрать. Это такой всплеск фантазии, который нам всем необходим.

В 2008 году мы первый раз попробовали провести конференцию.

Вообще это не планировалось даже как конференция, а просто это было собрание сообщества, мы думали, что там будет тридцать человек, что мы закажем пиццу и осетинские пироги и да, доклады, но в основном для того, чтобы программа какая-то была, не более того. А набрали мы тогда сходу около 90 человек.

Получилось очень здорово, все были довольны, и с этого момента мы каждый год проводим конференцию. Она по-разному называлась, сначала просто конференция Сообщества, потом Саммит PRO eLearning, потом Саммит разработчиков электронных курсов. Изначально казалось, что надо говорить про академический и корпоративный сектор одновременно. Секторам есть друг у друга чему поучиться, но мы поняли, что мы не готовы вести два потока, и оставили только корпоративную тему, убрали полностью академическую.

Так получилась eLearning elements.

Кажется, что достаточно много всего, но все это про современное обучение, потому что это мое хобби и моя страсть. Это то, что мне интересно.


Мне в жизни очень повезло. Когда я подавала на грант для обучения в Нидерландах, я написала эссе. И по этому эссе Университет Твенте распределил меня на факультет. Подавала документы я на одно направление, а «распределяющая шляпа» Университета Твенте определила другое. Об этой ошибке я узнала только тогда, когда уже начала учиться. И я прошла обучение именно по той специальности, которая на всю жизнь стала моим занятием, моей профессией. После этого я поверила в распределяющую шляпу.

Еще несколько фактов:

2002-2003: обучение в Университете Твенте в Нидерландах, Энсхеде, на факультете Education and system design, специальность - проектирование образовательных систем.

Там написала диссертацию на тему "Оценка качества электронного обучения", в рамках которой разработала серию стандартов оценки качества электронных курсов.

Первое образование - мировая экономика (МЭСИ). Закончила в 2002 году в режиме экстерната.

Дистанционным обучением начала заниматься в 1999 году в НИИ образовательных технологий Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики.

В 2001 году стала руководителем лаборатории системных исследований МЭСИ.

С конца 2003 года начала работать директором центра проектирования контента в МЭСИ.

В 2009 - директор НИИ Управления знаниями в МЭСИ.

В 2008 году перешла в eLearning center, в свой бизнес.
Смотрите также