Если вы не знаете, как решить какую-то задачу в образовании - смотрите на фитнес. По двум причинам. Во-первых, эта отрасль, которая в своем развитии шагнула дальше, чем образование. Во-вторых, общего между фитнесом и образованием сильно больше, чем различий:
- Начинается все с того, что есть некоторое недовольство собой. Человек думает, что надо идти заниматься, но, конечно, в этот момент еще никуда не идет, он начинает зреть. Это мучительно вызревающая история. Людей, которые сейчас учатся или ходят на фитнес сильно меньше, чем тех, кто готовится стать таковыми.
- Потом энергия накапливается, и человек совершает действие. Он еще не идет в зал, нет. Он идет в магазин и покупает кроссовки. Что происходит с его энергией после этого? Она резко падает. Мозг считает, что задача выполнена. В случае с образованием все себе ставят программку на телефон.
- Постепенно человек опять начинает вызревать, в этот момент он действительно приходит в зал, покупает абонемент и говорит: “Так, я все сделал”. Теперь он от других, от тренеров, ожидает, что они начнут что-то делать. Это то, что происходит и на образовательных сервисах: человек пришел, заплатил деньги и считает, что он свою задачу выполнил, теперь задача образовательного сервиса его брать и учить.
- Давайте представим хмурое раннее межсезонное утро. Накануне вы собирались встать в семь, чтобы перед работой пойти в зал. И вот вы открываете занавеску, смотрите на всю эту гадость на улице и думаете, что можно и завтра сходить, а сегодня и так много дел накопилось. Если вас не ждет тренер, то вы, скорее всего, найдете способ не идти. А если ждет - вы пойдете, даже ненавидя себя за то, что договаривались на это время. С обучением - то же самое. Люди покупают курс, и не приходят на него.
- Дальше следующая история. Все будет сильно зависеть от того, как тренер работает с вашей мотивацией. Если тренер говорит: “Ты молодец, ты лучше многих новичков” - все, серотонин поднимается в мозгу. А если вы услышали какой-то смешок за спиной, даже если это не вас лично обсуждали, вам сразу хочется уйти. Работа с мотивацией - это самое главное что есть в образовании, 90% успеха зависит от работы с мотивацией. И еще 10% зависит от уверенности, что есть методика и есть контроль ее выполнения.
- Мы начинаем ходить в зал, начинаем заниматься, мы даже сбрасываем вес и наращиваем какое-то количество мускулов. Означает ли это, что мы достигли своей цели? Как вообще мы будем понимать, что цель выполнена? По количеству свайпов в тиндере? По количеству взглядов, перехваченных на улице? По вообще налаженной личной жизни в целом и по тому, как отражение в зеркале вызывает эндорфины? Со здоровьем более понятно - если я стал реже болеть, я получил результат.
Мы не идем в зал, потому что нам нужен бицепс на полтора сантиметра больше. Два сброшенных килограмма - скорее всего, мы их даже не заметим.
Многие из тех, кто значительно похудел, долгое время после этого продолжали ощущать себя все еще в прежнем весе, если не получали постоянных внешних подтверждений. С образованием то же самое. Результат - это не то, что мы “положили” в мозг человеку, если нам вообще удалось это сделать. Результат - это то, за чем именно ученик пришел, какой результат он планирует с этого получить, где для него возврат инвестиций. Если я пошел играть на гитаре, у этого должен быть плюс, который я восприму как возврат инвестиций. Наша задача - научиться давать эти самые возвраты инвестиций и помнить, что именно за это нам платят деньги, неважно кто - сам ли клиент или работодатель.