Как заработать, как похудеть и причем здесь образование?

Редакция Тихомировой • 03.08.2019
Конспект выступления Александра Ларьяновского, управляющего партнёра онлайн-школы Skyeng, на eLearning elements 2019

Про деньги, маркетинг и образование
Оплата труда поставщиков услуг, например, в рекламной области начала меняться и переходит к модели revenue share, когда заказчик оплачивает не баннеры, стороны билбордов, время эфира или креативную концепцию, он делится выручкой после того, как услуга была оказана. Логика такая: сначала реклама начинает работать, а потом мы платим деньги тому, кто эту услугу оказал.
С моей личной точки зрения образование придет к этому же. Мы перестанем брать деньги с людей за то, что мы их учим в расчете на то, что это обучение позволит им когда-нибудь стать лучше лучше или что-нибудь сделать.
Вся история перейдет к тому, что мы учим человека, он благодаря этому начинает зарабатывать больше и вот с этого “больше” мы можем взять свой процент. Как только у нас случится такой переход, огромное количество вопросов отпадут сами. Мы начнем думать сразу, зачем мы человека чему-то учим, как он это будет применять.
Что общего между образованием и фитнесом с точки зрения мотивации?
Если вы не знаете, как решить какую-то задачу в образовании - смотрите на фитнес. По двум причинам. Во-первых, эта отрасль, которая в своем развитии шагнула дальше, чем образование. Во-вторых, общего между фитнесом и образованием сильно больше, чем различий:

  • Начинается все с того, что есть некоторое недовольство собой. Человек думает, что надо идти заниматься, но, конечно, в этот момент еще никуда не идет, он начинает зреть. Это мучительно вызревающая история. Людей, которые сейчас учатся или ходят на фитнес сильно меньше, чем тех, кто готовится стать таковыми.
  • Потом энергия накапливается, и человек совершает действие. Он еще не идет в зал, нет. Он идет в магазин и покупает кроссовки. Что происходит с его энергией после этого? Она резко падает. Мозг считает, что задача выполнена. В случае с образованием все себе ставят программку на телефон.
  • Постепенно человек опять начинает вызревать, в этот момент он действительно приходит в зал, покупает абонемент и говорит: “Так, я все сделал”. Теперь он от других, от тренеров, ожидает, что они начнут что-то делать. Это то, что происходит и на образовательных сервисах: человек пришел, заплатил деньги и считает, что он свою задачу выполнил, теперь задача образовательного сервиса его брать и учить.
  • Давайте представим хмурое раннее межсезонное утро. Накануне вы собирались встать в семь, чтобы перед работой пойти в зал. И вот вы открываете занавеску, смотрите на всю эту гадость на улице и думаете, что можно и завтра сходить, а сегодня и так много дел накопилось. Если вас не ждет тренер, то вы, скорее всего, найдете способ не идти. А если ждет - вы пойдете, даже ненавидя себя за то, что договаривались на это время. С обучением - то же самое. Люди покупают курс, и не приходят на него.
  • Дальше следующая история. Все будет сильно зависеть от того, как тренер работает с вашей мотивацией. Если тренер говорит: “Ты молодец, ты лучше многих новичков” - все, серотонин поднимается в мозгу. А если вы услышали какой-то смешок за спиной, даже если это не вас лично обсуждали, вам сразу хочется уйти. Работа с мотивацией - это самое главное что есть в образовании, 90% успеха зависит от работы с мотивацией. И еще 10% зависит от уверенности, что есть методика и есть контроль ее выполнения.
  • Мы начинаем ходить в зал, начинаем заниматься, мы даже сбрасываем вес и наращиваем какое-то количество мускулов. Означает ли это, что мы достигли своей цели? Как вообще мы будем понимать, что цель выполнена? По количеству свайпов в тиндере? По количеству взглядов, перехваченных на улице? По вообще налаженной личной жизни в целом и по тому, как отражение в зеркале вызывает эндорфины? Со здоровьем более понятно - если я стал реже болеть, я получил результат.
Мы не идем в зал, потому что нам нужен бицепс на полтора сантиметра больше. Два сброшенных килограмма - скорее всего, мы их даже не заметим.
Многие из тех, кто значительно похудел, долгое время после этого продолжали ощущать себя все еще в прежнем весе, если не получали постоянных внешних подтверждений. С образованием то же самое. Результат - это не то, что мы “положили” в мозг человеку, если нам вообще удалось это сделать. Результат - это то, за чем именно ученик пришел, какой результат он планирует с этого получить, где для него возврат инвестиций. Если я пошел играть на гитаре, у этого должен быть плюс, который я восприму как возврат инвестиций. Наша задача - научиться давать эти самые возвраты инвестиций и помнить, что именно за это нам платят деньги, неважно кто - сам ли клиент или работодатель.
Есть такое мнение, что мотивировать надо только позитивом, что не нужно людей пугать. Так ли это?
Мы биологически так устроены, что негативная мотивация у нас работает лучше всего. Негативная мотивация - это хорошо, это не значит, что надо именно пугать. Но если человеку сказать, что завтра ему грозит увольнение, если он не овладеет новым навыком, то этому человеку можно даже мешать и ставить преграды - он все равно дойдет до результата. Потому что это ему лично очень надо. Позитивная и негативная в сумме дают лучший эффект, чем каждая из них по отдельности, но негативная - это не плохо.

Как продавать бесплатное обучение сотрудникам своей компании?
Лучше этого не делать. У нас есть кейс с идеальным решением. В компании у сотрудников английский есть в грейдах, и компания платит за обучение. Условия такие: разрешается пропуск по уважительной причине один раз в два месяца, по неуважительной - ноль. Пропустить больше одного раза за два месяца по уважительной причине тоже нельзя. Если условия нарушаются, компания перестает платить за обучение, но грейды не меняются. У сотрудников остается выбор - платить самим и учиться или не учиться и получать соответствующие грейды.
Результат - потрясающий. Это не ученики, а эталон учеников: они учатся, они делают все домашние работы.
В экономике внимания мы рынок проиграли. Что делать?
Люди тратят на свое развитие меньше, чем на кофе, меньше, чем на такси, меньше, чем на кино, меньше, чем на сериалы, меньше, чем на что бы то ни было вообще практически. И мы конкурируем действительно в экономике внимания со всеми нетфликсами, амедиатеками, котиками в инстаграме и всем остальным. Поэтому мы должны научиться делать так, чтобы было две вещи: 1) чтобы обучение вызывало серотонин от того, что у меня есть повод собой гордиться и 2) дофамин от того, что мне нравится это делать. Если мы не будем брать науку, брать то, как устроен наш мозг и класть это в обучение, ничего не получится.

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также