Как измерить эффективность обучения?

Елена Тихомирова • 30.01.2019
fb-live "Про эффективность обучения" // Елена Тихомирова
Смотреть видео
В оценке эффективности обучения есть один основной принцип - соответствие изначально поставленной, заданной цели обучения
Мы должны сделать замеры до обучения и после обучения. Если мы их не делаем, то определить эффективность обучения с точки зрения достижения целей очень сложно. Эффект может быть в том, что человек начал что-то делать, или перестал что-то делать, или стал что-то делать по-другому.
Прежде чем что-то создавать, нужно понимать, какая цель и как вы будете ее оценивать.

Нужно задать себе вопросы:
  • Как мы можем понять точку А: где человек сейчас находится?
  • Как мы будем проверять точку Б - где он должен находиться после обучения?
Если мы сделали курс, программу, любой набор учебных мероприятий, и хотим измерить эффективность, но изначально про это не задумывались, то любая оценка будет не валидна.

Если обучение составлено только из текстов и тестов, предположим, но при этом достигается первоначально поставленная цель, то обучение эффективно и нам не нужно говорить о том, чтобы сделать его более интерактивным или о том, чтобы добавить видео.
Если же цели не достигаются, в такой ситуации мы можем думать о смене формата.
Нигде, ни в каких механизмах оценки эффективности обучения, не заложено, что эффективное обучение обязательно должно иметь какие-то определенные характеристики.

Часто возникает вопрос качества самого учебного объекта. Чем качественнее объект, тем лучше, комфортнее слушателю достигать поставленных целей.
Что такое качество?
С точки зрения слушателя, качество - это:

- ясность,
- структура,
- соответствие цели и
- возможность тренироваться и практиковаться.

Если этих элементов нет, достижение цели будет проблематичным.

После того, как цель определена, мы задаем вопрос: что слушатель должен сделать в процессе обучения, чтобы достичь этой цели? Что он должен изучить? В чем и как он должен попрактиковаться? Что он должен сделать?
В зависимости от наших ответов, мы выбираем внутрь учебного объекта те элементы, которые позволят достичь цели.


Есть такое суеверие в обучении: если слушателю нравится обучение, то обучение эффективно.
На самом деле это ошибочное суждение.
Если людям понравилось обучение, это не значит, что оно эффективно, что те самые изменения в поведении произошли.
Или человек вам в анкете говорит, что ему обучение не понравилось, потому что оно, например, было сложным, длительным, трудоемким, требовало каких-то вложений. Но на реальных замерах через некоторое время после обучения, вы видите, что обучение сработало.
Важно замерять то, что показывает эффективность обучения.
В большинстве случаев такие замеры можно сделать.
Можно их делать на тестах и кейсах, необязательно в рабочем процессе, хотя это идеально.

Когда мы говорим о замерах эффективности, нужно учитывать фактор времени - сразу человек не начинает делать что-то по-новому.
Обязательно нужно время на то, чтобы человек научился делать то, чему мы его учили, чтобы у него сформировалась привычка действовать определенным образом, а привычка требует времени.
Обучение может быть хорошим, но через две недели вы не увидите никакого результата.
Почему?
Потому что человек усвоил материал, но так быстро втянуться и начать делать так, как мы от него хотим, он, вероятнее всего, не может.
Например, человек сходил на хорошие качественные курсы для копирайтеров. Он же не выйдет оттуда сразу с навыком писать хорошие тексты. Через два-три месяца он потренируется, уже вне учебного сеттинга, и, как следствие, уже начнет писать по-другому.
Обучение было эффективным, но срез в определенном, неправильно выбранном моменте, покажет обратное.
Нужно, чтобы эксперты, практики, сказали, сколько времени нужно для тренировки определенного навыка.
В тестировании тоже есть момент суеверия: если человек хорошо сдал тест, то он все знает. Нет.
Если человек хорошо сдал тест, то он был в состоянии извлечь ответы на поставленные в тесте вопросы в заданное время. Это не говорит о том, что он может применять, не говорит о том, что он может с этим что-то делать.

Если мы хотим проверить реальную эффективность - это можно сделать только на практике, на исполнении каких-то заданий и/или кейсов - таких, которые имитируют реальную деятельность и отложены во времени.
Тест, который прикреплен к обучению, мы даем его пройти сразу или через два дня после обучения, например - ничего не показывает.
Он показывает, что у слушателя нормальная краткосрочная память, но к применению и к реальной деятельности никакого отношения не имеет.
Формат влияет на эффективность обучения. Есть много вещей, в которых есть риск допустить ошибку. Например, там, где надо читать, снять мультик, там, где надо практиковаться, дать много текста. Как понять, что будет работать? Единственный способ - всегда проверять на соответствие цели. Чтобы человек получил те знания, которые ему нужны, в каком виде нужно их ему предоставить?

Но чаще всего проблема с эффективностью заключается не в том, что формат неправильно подобрали. Если знания людям нужны, и мы понимаем, что они будут ими пользоваться, погрешность в формате не такая значимая.
Намного более проблемно, когда материал людям не нужен, когда это не то, чем они смогут пользоваться, или когда они не понимают, что они могут этим пользоваться.

С точки зрения эффективности, во что нужно реально вкладываться, так это в объяснение людям, зачем им что-то надо и как они смогут этим пользоваться.

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также