Эмпат на вебинаре

Елена Тихомирова • 04.12.2023
Learning Monday

Сразу много всего происходит: книга в процессе издания, предновогодняя работа и курс “13 правил проектирования обучения взрослых”, который у меня идет полным ходом. Вот как раз курс и забрал все мое внимание, потому что оказалось, что если ты входишь в проведение обучения с радостью, без сопротивления и напряжения, то очень хорошо учишься сам, а не только учишь других.


Хороший вопрос — откуда у меня напряжение? Я вроде так много всего провожу, и очно, и онлайн. И всем всегда кажется, что я так легко это делаю, что меня ни в каком напряжении заподозрить нельзя.


Вся проблема в том, что очень не люблю проводить обучение онлайн. Вот так странно, да. 20 лет развиваю онлайн-обучение, а сама его проводить не люблю. Мне очень нужны живые люди, мне нравится быть с ними в одном месте, смотреть в глаза, общаться, спорить, пить кофе и вместе что-то создавать.


И я никак не могла понять, почему так. Почему, проводя онлайн-курс, я не просто устаю, я выдыхаюсь, мне не нравится, меня это так сильно тянет и мешает. И тут до меня дошло…


Еще в детстве со мной происходили непонятные истории. Я приходила к кому-то в гости и вдруг думала, что вот этот человек как-то не очень хорошо себя чувствует. А буквально через полчаса он вдруг говорил, что у него болит голова.


В юности я научилась этим очаровывать мальчиков. Мол, я умею мысли читать. Зеленые глаза и рыжие волосы хорошо добавляли к этой способности антураж. Мне кажется, что никогда особенно про это не задумывалась, правда удивлялась, когда попадала в точку.


Лет 15 назад моя лучшая подруга пошла на курсы визажистов. И на какое-то занятие нужна была модель, точнее лицо от этой модели. Я радостно согласилась, тем более, что мне было интересно, как учат этому творческому делу. Мы пришли в какую-то крошечную студию с барными стульями и зеркалами. Долго ждали преподавателя. Им оказалась миниатюрная девушка нашего тогда возраста. В тот момент, когда она вошла, я резко поняла, что у нее что-то болит. Просто раз и в голове мысль. Я стала за ней наблюдать, благо процесс позволял — один глаз красят, другим смотришь. Через 40 минут преподаватель говорит, что вынуждена прервать урок, потому что у ее очень болит спина.


Тогда я еще наверное даже не знала, что такое эмпатия и кто такие эмпаты и сверхчувствительные люди. И уж точно не знала, что я могу быть одной из них. И что в том, что я замечаю то, что многие не замечают, нет ничего особенного. Я не связывала это с тем, что не могу смотреть жестокие фильмы, причем даже те, где большинство людей не видят вообще ничего особенного. Я не знала, что то странное ощущение в мышцах, которое у меня возникает, когда я вижу физическую боль на экране — это про чувствительность и про эмпатию.


Эмпатия — это в первую очередь внимательность. Человек наблюдает за окружающими, настраивается на их волну. И вот именно в процессе этого внимательного наблюдения можно очень легко заметить, что тело человека как-то не так себя ведет. Оно скованно или напряжено, перекошено. Если наблюдать чуть дольше, то можно распознать и реакции на слова и поведение окружающих. И если практиковаться в этом с детства, пусть и не осознанно, то начинаешь ловить все очень быстро.


Это полезно. Но временами очень мешает жить. Потому что я ловлю все подряд и на меня это влияет. Иногда это похоже на шум на вокзале, где не понятно, кто тебе что говорит и тебе ли. Я могу что-то почувствовать и думать, что я виновата в том, что человек расстроен, особенно, с близкими. У меня ушло много лет, чтобы научиться разгружать себя и вовремя задавать себе правильные вопросы.


Но это все равно осталось и всегда останется моим способом восприятия мира. И именно это оказалось той самой причиной, по которой мне так сложно проводить вебинары и, тем более, курс, основанный на вебинарах. Я не могу почувствовать людей, а потому попадаю в состояние, в котором мне крайне некомфортно. Мне кажется, что все идет не так, мне кажется, что меня не понимают. Мои привычные радары работают по полной программе, но ничего не могут считать. Это оказалось огромной нагрузкой.


Удивительно, но как только я это поняла, мне стало намного легче. Осознание пришло очень внезапно, ночью после первого вебинара этого курса. Я не могла уснуть, у меня было очень знакомое ощущение, что я просто не доживу до 8ого вебинара. И тут я все поняла. Дальше быстро пришли в голову разные решения. Я попросила свою ближайшую подругу и по совместительству куратора нашего курса, чтобы она мне давала обратную связь, говорила, как прошло. Я перестала пытаться считать что-то с электрического экрана и определила другие параметры, по которым я могу понять, как идет обучение и как в этом обучении моей группе.


И теперь я провожу это обучение с такой радостью, с какой я даже не представляла, что это можно делать. Мне спокойно. И самое интересное, что я вдруг начала учиться в процессе, воспринимать все, что происходит в курсе, без давления. Я столько всего сделала для этого курса, столько доделала и переделала. Потому что я смогла видеть.


Теперь я точно знаю две вещи:


- Себя нужно изучать и понимать, это дает силы и новые возможности;

- Свобода от напряжения позволяет учиться и видеть новое.


Так что теперь эмпат на вебинаре счастлив, запланировал группу на апрель и собирается проводить еще пачку курсов.



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также