Анализ условий обучения

Елена Тихомирова • 27.03.2023
Learning Monday

Что такое анализ условий обучения?


Анализ условий — изучение ситуации, в которой будет проходить обучение. Тут мы исследуем и физическое место обучение, и условия труда слушателей. На момент анализа контекста мы уже понимаем задачу обучения и целевую аудиторию. Теперь нам нужно изучить ситуацию, в которой обучение будет происходить.


Зачем такой анализ проводить?


Главная задача этого этапа анализа — понять, в каких условиях обучение будет происходить, чтобы обучение условиям соответствовало. Например, некоторые группы слушателей обучение могут проходить только в достаточно шумном месте. В таких условиях сложно слушать звук. И если в курсе основной значимый контент окажется в формате аудио, то воспринимать его будет сложнее, качество обучения может упасть. А есть и такие условия обучения, в которых прослушивание звука и вовсе невозможно. Однажды мы с коллегами делали курс, заказчик очень просил озвучивание. А потом оказалось, что на рабочих местах целевой аудитории нет звуковой карты, они вообще ничего послушать не могут. Это значимый промах.


Другой пример — о времени, которое есть у целевой аудитории на обучение. Есть ЦА, которые могут учиться в течение дня. Чаще всего это офисные работники, которые обитают за компьютером. Для них можно планировать обучение одним модулем на 40-50 минут. А вот сотрудники клиентского офиса, пусть и работают на ПК, могут учиться только в тот момент, когда у них нет клиентов, или вне зоны общения с клиентами. Тут модули нужны короче, чтобы успеть в перерыве. Сотрудники в цехах учатся в учебном классе или на компьютере какого-то начальника, своего ПК может и не быть. Зачастую им проще сразу сесть и пройти обучение на пару часов, чтобы не бегать туда-сюда.


Еще важно понимать, какое будет оборудование для прохождения курса. От мощности до качества монитора. Например, на старых мониторах почти не виден голубой цвет. И если это не учесть и использовать голубой в оформлении, то сотрудник может просто не увидеть часть контента.


Про мобильное обучение вообще отдельный разговор. Тут нужно понимать и размеры устройства и их качество. А еще — когда сотрудники ими пользуются. Потому что иногда мобильное обучение предлагают сотрудникам, которым запрещено пользоваться телефоном в течение дня. В личное же время желающих обучаться может и не найтись. У некоторых аудиторий смартфон может быть очень простой, с самым базовым экраном. На нем видно будет плохо. А у кого-то нет должного объема интернета, потому что это дорого. Не учесть тут хотя бы один параметр, и можно получить массу возмущения и полное отторжение обучения.


При слабом канале связи не получится смотреть большое видео в хорошем качестве. И в вебинаре принять участие будет непросто. В этой же ситуации может быть проблема и с графикой, и интерактивными объектами. Для низкой пропускной способности каналов нужно отдельно планировать способы доставки и форматы, которые можно будет использовать.


Кроме технических возможностей, нужно изучать организационные. Какой распорядок рабочего дня? Есть ли в нем время на обучение и как его можно получить? Может быть, его нет, и перед обучением нужно проводить какие-то изменения в регламентах, чтобы оно появилось. Иначе обучение есть, а вот на него никто не отпускает.


Если человек занимается тяжелым физическим трудом, то после смены общая усталость может мешать обучению. В такой ситуации обучение нужно планировать на период перед началом смены.


Риск очень большой. Если не знать всех деталей контекста, в котором будет проходить обучение, то можно ошибочно сделать предположение, что все почти идеально. Или просто не думать о том, что преграды могут быть не только в мотивации, но и в обучении. Естественным образом в такой ситуации обучение не состоится или результат будет печальным.


Какие вопросы нужно задавать в рамках анализа условий обучения?


- Где будет проходить обучение?

- Какие условия для обучения есть там, где планируется обучение? Как будут учиться? На каком компьютере или гаджете? В какое время? Есть ли это время на самом деле?

- Каковы общие условия труда ЦА?

- Какая техника доступна для обучения? Какие у нее реальные технические характеристики? Какая версия какого браузера установлена?

- Есть ли у ЦА регламент относительно обучения? Есть выделенное на это время? Если нет, то на основе каких указаний у ЦА будет возможность пройти предложенное обучение?


На этом этапе анализа очень полезно попасть на рабочие места тех, кого планируется обучать. Прийти и просто наблюдать за тем, как люди работают. Тут же можно пробовать представить, как в этот процесс будет вписано обучение. Насколько это реалистично? Что обучению будет мешать?


Можно провести небольшое интервью с потенциальными слушателями. Им можно задать сразу разные вопросы о контексте обучение, не только про условия. Чем больше информации соберется, тем больше выводов можно будет сделать.


Еще нужно понять социальный контекст обучения и наличие поддержки.


- Будет ли у слушателей возможность задать кому-то вопрос, если в ходе обучения что-то будет непонятно? Знают ли они об этой возможности?

- Какая помощь в целом будет доступна слушателям в ходе обучение? Куда и как они смогут обратиться, если что-то не будет работать? Знают ли, как это сделать?

- Какое в целом отношение к обучению в коллективе? Поддерживают или, наоборот, отвергают? В каком положении будет тот, кто учится? Не будет ли осуждения или насмешек?


Тут важно определить уровень токсичности учебной среды. Потому что среда, в которой происходит обучение, имеет очень большое значение. Например, в классе, где доминирует группа учеников, которые не только не учатся, но и потешаются на теми, кто это делает, может перестать учиться даже отличник и тот, у кого изначально было большое стремление к знаниям. Взрослые люди в этом от детей не отличаются. Более того, с возрастом многие еще сильнее обращают внимание на мнение окружающих, подвержены внешнему влиянию. А еще в нас природой заложено движение с толпой и со своими племенем, выпасть из которого — опасно. Именно поэтому мы часто смотрим на то, что делают коллеги вокруг нас, и делаем то же самое.


Обучение в токсичной среде нужно планировать иначе. Тут сначала стоит поработать именно с самой токсичностью, и методы нужны не учебные, а организационные. А потом уже запускать обучение. Иначе ничего из нового все равно не приживется.


Еще есть организационные вопросы:


- Будет ли обучение обязательным?

- Будет ли задан период обучения и если да, то какой?

- Какие последствия могут быть у сотрудников, которые не пройдут обучение?

- Что будет, если слушатель обучение провалил? Будет ли доступна вторая попытка?


Например, если на обучение будет немного времени, а попытка будет всего одна, то обучение должно быть емким и понятным, а по мере его прохождения должны быть задания на контроль усвоения, чтобы слушатель сам видел, что он что-то не понимает, и мог доработать до потенциального неуспешного завершения.


Если совместить данные анализа целевой аудитории с данными анализа условий, то можно будет увидеть, как эти конкретные люди потенциально будут учиться в их реальной рабочей ситуации. Что будет мешать, а что помогать? Какой формат однозначно не подойдет? Иногда оказывается, что в обучении, в котором планировали использовать только видео, можно использовать только текст. Потому что иначе в этих условиях эта конкретная целевая аудитория учиться не сможет. И ровно наоборот — когда от текста придется уходить к видео.


Проведение анализа условий обучения важно для понимания, что обучение не происходит в вакууме и в отрыве от реальности. Это вполне конкретные и понятные люди, в понятных условиях. Если мы эти условия учитывать не будем, то людям учиться будет сложно, сложнее и попросту невозможно. Анализ условий позволяет определить место обучения в жизни сотрудника максимально точно, чтобы не промахнуться.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также