Редакция Тихомировой

КАК ВЫБРАТЬ ФОРМАТ
ОНЛАЙН-КУРСА
И НЕ ПРОГАДАТЬ

Редакция Тихомировой • 05.04.2021
31 марта 2021 состоялся public talk, на котором Елена Тихомирова, CEO eLearning center, и Лера Чеканова, ведущий партнер по обучению компании КРОК, рассказали о своем опыте.

Делимся с вами инсайтами.
    1. Как снимать запрос на обучение с бизнеса // Лера Чеканова, ведущий партнер по обучению компании КРОК
    Ищем заказчика:


    • People-менеджеры. В нашей компании 2500 тысячи сотрудников распределены по 120 группам, которыми управляют people-менеджеры. Эти группы собраны не по принципам работы над каким-то продуктом или проектом, а по компетенциям. Например, у нас есть группа разработчиков сервисных разработчиков, группа разработчиков java и так далее.

    • Ответственные за какую-либо функцию. Например, руководитель юридической службы отвечает не только за развитие людей в своем подразделении, но и за развитие юридической грамотности во всей компании. Он может быть заинтересован, чтобы все новые сотрудники получали определенные знания по базовой юридической грамотности или в том, чтобы обучить всех менеджеров проектов работе с договорами.

    • ТОП-менеджеры. Например, какая-то повестка спускается на всех сотрудников, и T&D должны это поддержать.

    • Сами сотрудники. Например, обучение английскому является частью соцпакета и его не нужно согласовывать. Когда нам нужно получить обратную связь по обучению или что-то поменять, мы идем к сотрудникам, и они наши бизнес-заказчики.

    • Сотрудники T&D. Например, когда они готовят программы для развития внутреннего тренерства, то становятся заказчиками обучения.


    Снимаем запрос. Для этого начинаем мы с вопроса "Зачем?"


    Выясняем, чего мы хотим добиться, какой нам нужен результат. Хороший вопрос на этом шаге: "Чтобы что?"

    Давайте рассмотрим на примере. Руководитель колл-центра говорит, что ему нужно провести тренинг по ассертивности для новых сотрудников.

    Мы спросили: "Почему возник такой запрос?" И выяснили, что сотрудники теряются, когда нужно быстро ответить на вопросы клиентов, а база у нас немного устарела, она не очень удобная, но мы к ней привыкли, и мы ее не меняем. То есть мы в итоге докапываемся до того, что нет никакой проблемы с неуверенностью.


    В 50% случаев вопрос, который к нам приходит, либо вообще не про обучение, либо не только про обучение. В нашем примере с колл-центром нам нужно не с уверенностью работать. Нам нужно, во-первых, с базой поработать, и это уже что-то улучшит, а во-вторых, мы можем онбординг сотрудников так строить, чтобы они умели быстро и эффективно работать с базой.


    • Если у нас все-таки речь идет про обучение, что происходит дальше, как мы дальше разговариваем с бизнес-заказчиком:


    1. Синхронизироваться по ожиданиям от обучения. Зачастую заказчики ошибочно полагают, что после вебинара наши сотрудники станут экспертами в чем-то, сразу во всем разберутся и всему научатся. Но мы с вами понимаем, что это не так. Нужно понять, что для нас будет хорошим результатом, как мы узнаем, что это обучение было эффективным. Вариантов ответа может быть достаточно много. Это может быть какой-то тест, может быть экзамен. А может, нам будет достаточно, что люди придут и оставят хорошие отзывы. Главное, о критериях эффективности договориться сначала, чтобы потом не получить в свою сторону негатив.

    2. Уточнить запрос. Никто не знает тему так хорошо, как бизнес-заказчик. Поэтому с ним мы уточняем, какой удобный формат, в какое время лучше проводить обучение, какая сезонность может повлиять.

    3. Посмотреть, кому еще это обучение нужно, кто еще может быть заинтересован.

    4. Подумать про мотивацию и пиар учебной программы. Каждый T&D немножко маркетолог, и любое обучение нужно сотрудникам обязательно продавать. Даже если обучение обязательное и люди все равно придут, результат будет лучше, если они сами искренне захотят прийти и будут понимать, зачем им это нужно.

      2. Как выбрать формат обучения в зависимости от бизнес-задач // Елена Тихомирова, CEO eLearning center


      На что влияет правильно выбранный формат?



      • На результат обучения
      • На восприятие
      • На эффективность
      • На запоминание
      • На затраты
      • На пользовательский путь
      • На вовлеченность

      Формат зависит от цели

      Слушатель приходит решать задачу. Для него главное, чтобы тот инструмент, который мы предлагаем, позволил ему свою задачу успешно завершить и получить ответы на свои вопросы.


      Пример. Есть интерактивные электронные курсы. И есть тема обучения, связанная с бизнес-процессом компании, например - работа с возражениями. Человек проходит курс по этой теме. Преимущество в том, что слушатель может потренироваться в процессе прохождения.

      Но так бывает не всегда. Есть очень много тем в корпоративном обучении, которые очень сильно завязаны на повседневную деятельность, и вопросы у людей в этих темах возникают не разово, а регулярно.

      И если мы дадим интерактивный курс, то быстро получить ответ на свой вопрос не получится: не всегда можно переходить по оглавлению, если есть видео - с ним тоже непросто. Эти форматы не подходят для оперативного к ним обращения.


      Выбор формата зависит не только от желания вовлечь слушателя, но и от анализа его рабочей деятельности. Мы должны в первую очередь понять, как человек будет пользоваться информацией, нужно ли ему что-то запомнить, будет ли он к ней повторно обращаться, нужно ли ему будет что-то пометить или сохранить. Эти вопросы для выбора формата намного более значимы, чем вопросы о том, что более интерактивно, что менее интерактивно.


      • Есть разовое обучение. Оно может быть мотивирующим, может быть стартовым. Тогда обучение для него можно использовать более сложные форматы.

      • А есть регулярное обучение, к информации из которого нужно будет постоянно обращаться. Здесь форматы должны быть совсем другими - намного проще. Это те форматы, которые именно с точки зрения всех современных идей про вовлечение нас очень сильно пугают - инструкции, райзы, лонгриды.



      Чем сложнее разработка, которую мы выполняем, тем сложнее актуализация.


      Есть материалы, которые меняются раз в неделю, раз в месяц, раз в три месяца. Если мы сделали сложный интерактивный курс, то мы становимся заложниками ситуации.

      Пример. В адаптационном курсе к концу года поменялись имена ключевых лиц, а его актуализация стоит столько же, сколько разработка.


      Большинство корпоративного обучения имеет смысл представлять именно в виде базы знаний.


      Поэтому наша с вами задача - подобрать рабочие форматы. Простые, понятные, которые сотрудник может сохранить, которые будут больше похожи на базу знаний.

      Задача в том, чтобы сотрудник максимально эффективно взаимодействовал с контентом по ходу выполнения рабочей задачи. Люди должны иметь простой доступ к информации.


      Коротко о непривлекательных форматах


      Да, скучных двухчасовых вебинаров и видео, в которых невозможно перейти к нужному месту, лучше избегать. Но инструкции, райзы, лонгриды - их как раз бояться не надо.


      Текст для многих задач обучения является очень эффективным инструментом. Его быстро обновлять, с ним удобно работать, его удобно сохранить, и самое главное, люди очень быстро в тексте могут найти нужное. Мы сейчас проводим уже второе исследование предпочтений слушателей, и ясно, что слушатели хотят текст, им очень комфортно с ним работать.

      Текст - это один из форматов, которых ни в коем случае не нужно бояться. Его все хорошо воспринимают, с ним всем комфортно.



        Понравилась статья?
        Поделитесь ею с другими!
        Смотрите также