На что влияет правильно выбранный формат? - На результат обучения
- На восприятие
- На эффективность
- На запоминание
- На затраты
- На пользовательский путь
- На вовлеченность
Формат зависит от цели Слушатель приходит решать задачу. Для него главное, чтобы тот инструмент, который мы предлагаем, позволил ему свою задачу успешно завершить и получить ответы на свои вопросы.
Пример. Есть интерактивные электронные курсы. И есть тема обучения, связанная с бизнес-процессом компании, например - работа с возражениями. Человек проходит курс по этой теме. Преимущество в том, что слушатель может потренироваться в процессе прохождения.
Но так бывает не всегда. Есть очень много тем в корпоративном обучении, которые очень сильно завязаны на повседневную деятельность, и вопросы у людей в этих темах возникают не разово, а регулярно.
И если мы дадим интерактивный курс, то быстро получить ответ на свой вопрос не получится: не всегда можно переходить по оглавлению, если есть видео - с ним тоже непросто. Эти форматы не подходят для оперативного к ним обращения.
Выбор формата зависит не только от желания вовлечь слушателя, но и от анализа его рабочей деятельности. Мы должны в первую очередь понять, как человек будет пользоваться информацией, нужно ли ему что-то запомнить, будет ли он к ней повторно обращаться, нужно ли ему будет что-то пометить или сохранить. Эти вопросы для выбора формата намного более значимы, чем вопросы о том, что более интерактивно, что менее интерактивно.
- Есть разовое обучение. Оно может быть мотивирующим, может быть стартовым. Тогда обучение для него можно использовать более сложные форматы.
- А есть регулярное обучение, к информации из которого нужно будет постоянно обращаться. Здесь форматы должны быть совсем другими - намного проще. Это те форматы, которые именно с точки зрения всех современных идей про вовлечение нас очень сильно пугают - инструкции, райзы, лонгриды.
Чем сложнее разработка, которую мы выполняем, тем сложнее актуализация. Есть материалы, которые меняются раз в неделю, раз в месяц, раз в три месяца. Если мы сделали сложный интерактивный курс, то мы становимся заложниками ситуации.
Пример. В адаптационном курсе к концу года поменялись имена ключевых лиц, а его актуализация стоит столько же, сколько разработка.
Большинство корпоративного обучения имеет смысл представлять именно в виде базы знаний. Поэтому наша с вами задача - подобрать рабочие форматы. Простые, понятные, которые сотрудник может сохранить, которые будут больше похожи на базу знаний.
Задача в том, чтобы сотрудник максимально эффективно взаимодействовал с контентом по ходу выполнения рабочей задачи. Люди должны иметь простой доступ к информации.
Коротко о непривлекательных форматах Да, скучных двухчасовых вебинаров и видео, в которых невозможно перейти к нужному месту, лучше избегать. Но инструкции, райзы, лонгриды - их как раз бояться не надо.
Текст для многих задач обучения является очень эффективным инструментом. Его быстро обновлять, с ним удобно работать, его удобно сохранить, и самое главное, люди очень быстро в тексте могут найти нужное. Мы сейчас проводим уже второе исследование предпочтений слушателей, и ясно, что слушатели хотят текст, им очень комфортно с ним работать.
Текст - это один из форматов, которых ни в коем случае не нужно бояться. Его все хорошо воспринимают, с ним всем комфортно.