Мотивировать нельзя, найти мотивацию — можно

Елена Тихомирова • 21.03.2022
Learning Monday

Я тут на днях пыталась дома найти книгу Гретхен Рубин "Проект Счастье". Я ее много лет назад читала, потом перечитывала раза 3, если не больше, а потом, видимо, кому-то дала почитать. Потребовалась мне из нее цитата одна. Пришлось искать цитаты из книги в интернете. К слову сказать, цитату я так и не нашла, буду дальше искать книжку. Но вот в процессе перечитывания найденных цитат и пересмотра записей по книге я снова задумалась о счастье. С мотивационной точки зрения.

Книга Рубин о том, как она решила, что хочет жить более счастливой и полноценной жизнью. Ехала утром в автобусе, и вдруг до нее дошло, что ей так жить не нравится и она хочет что-то поменять. Она отправилась в библиотеку, взяла все, что смогла про счастье. Разобралась с тем, что такое счастье, что к нему приводит. И составила план на 1 год, в течение которого она каждый месяц пробовала разные инструменты и подходы, которые могут сделать человека счастливым. От увеличения количества объятий до уборки в шкафах. Оказывается, и то, и другое имеет отношение к счастью и даже достаточно эффективно работает. Итог эксперимента позитивный, муж доволен, дети тоже, автор - счастлив и пишет еще книги.

И в книге этой столько советов, столько идей и рекомендаций, что прочитав, хочется всем и каждому сказать: "Смотрите, нужно совсем немного сделать, и ваша жизнь может очень сильно улучшиться". Но в этот момент и возникает самый главный вопрос мотивации.

Человека, на самом деле, нельзя мотивировать. Он может только мотивировать себя сам.

Вот, Гретхен. Она внутри себя поняла, что хочет и готова что-то менять. Это пришло в какой-то ее, свой момент. И тогда она сама стала готова к действиям. Человек только сам может принять такое решение и только на основе внутренней мотивации. Никого нельзя поменять, это давно понятно. Но и мотивировать к изменениям тоже не получится.

Если обучение - это изменение, то наша основная задача - помогать меняться. Единственное, что мы на самом деле можем тут сделать - помогать людям искать свою мотивацию к изменениями. А как это сделать? Заставлять задумываться.

С таким подходом придется менять то, что мы делаем. Сейчас мы мотивируем речами и аргументами, стараемся убедить человека в том, что мы правы. Всеми силами стараемся показать, что, вот, смотри, как может классно получиться, если ты изменишься и будешь действовать так, как мы предлагаем. И работает это плохо. Потому что нет внешней мотивации, есть только внутренняя.

Для этого нам нужно задавать вопросы. Нужно приводить разнообразие аргументов в пользу разных позиций. Нужно принимать позицию слушателя и давать ей право на жизнь. Это заставляет думать. Особенно вопросы. И как только человек начинает задумываться, у нас сразу появляется шанс на изменения.

В сегодняшнем цифровом обучении мы почти не слышим слушателя. Может быть, в форме опросов после курсов и вебинаров, но в них нет голоса. Мы редко задаем открытые вопросы, редко вступаем в диалог с сотрудниками из регионов, которые прошли обучение. Мы не говорим и не слушаем. А потому на самом деле не знаем.

Наша задача в обучении состоит не в том, чтобы сказать, что именно нужно делать. Наша задача - подтолкнуть к изменениям. Заставить задуматься, подвергнуть сомнению свою текущую позицию. И найти свою мотивацию делать иначе.



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также