Про каникулы после каникул

Елена Тихомирова • 12.07.2021
Learning Monday

У вас бывает такое, что вы не готовы заниматься тем делом, которое вам очень нравится? Я вот очень люблю читать, больше всего на свете люблю. Но иногда - не хочу и не могу. Вот в эти праздники так было: прочитала всего чуть, и то без особого удовольствия.

Помню, что раньше очень пугалась, когда такое ощущение возникало. Меня охватывал ужас, что я больше не захочу читать, что я потеряла интерес и сгорела. Еще так было про кухню. Готовить люблю очень, но иногда готова отдать все за то, чтобы кто-то сварил семье пельмени. Однажды я пустила ситуацию на самотек. Перестала себя заставлять и требовать. И через 10 дней начала читать с еще большим желанием, чем раньше.

В этот момент я поняла, насколько важен отдых и каникулы. От любого, даже самого любимого дела нужно отдыхать. Иногда стоит отойти, забыть или посмотреть со стороны, чтобы что-то увидеть. А иногда нужно просто ничего не делать, чтобы вернулось желание.

Обучение же дело очень энергозатратное. Мозгу нужно приложить очень много усилий, чтобы сконцентрироваться, вникнуть, начать думать о применении. Особенно, если большой мотивации к изменениям нет. Сам процесс познания, когнитивный процесс, требует от человека очень много ресурсов. И как ни упрощай, все равно просто не будет.

В обучении нужны каникулы. Особенно в корпоративном

В процессе анализа предпочтений слушателей мы случайно узнали, что большинство сотрудников компании (а опросили мы больше 6000 человек) проходят как минимум 1 курс в неделю. Это, конечно, хорошо, непрерывное обучение и развитие и все дела. Но разве может человек эффективно познавать новое постоянно? Он точно успевает переварить ранее изученное? Точно может подумать, как и что ему нужно поменять прежде, чем ему падает новый курс и новая тема?


Если учесть, что для наших слушателей обучение - это не основной вид деятельности, то возникает вопрос перегрузки. Потому что много обучения - это далеко не всегда хорошо. Мы никогда не знаем, что именно мозг перестанет воспринимать, в какой момент он начнет выбрасывать все лишнее и что именно будет классифицировано как лишнее. Это тот самый момент, когда наступает когнитивная перегрузка, состояние, в котором ничего нового уже нельзя понять. Мозг кипит, если говорить иными словами.


А как быть? Учить же нужно постоянно и быстро, развиваться непрерывно и всегда? Как учесть все условия?


Нужны кампании или сезоны. Скажем, сотрудники учатся регулярно 2-3 месяца, потом пару недель отдыхают, точнее только работают и не учатся. Или лучше 1 месяц учатся, 1 неделю - нет. В неделю отдыха может быть только форс-мажорное обучение. Но такое бывает не часто, потому что с точки зрения обучения неделю точно почти все терпит. Но время, в которое сотрудники не учатся - должно быть. Иначе они его себе устроят сами, но это может оказаться очень не вовремя.


Тут, правда, нужно учитывать длительность каникул. Слишком длинные - плохо. Многочисленные исследования детей и подростков показывают, что те, кто все летние (самые длинные везде) каникулы ничего не делают, потом год начинают намного хуже. И продолжают тоже. А вот если в каникулы немного заниматься, то эффект обратный и очень заметный - успехи лучше. Тут нужна золотая середина. К слову сказать, я сама ребенку даю пару недель в начале лета и одну в конце, оторваться и ничего не делать. А потом - 2-3 часа в день легких занятий. Работает (пока).


Каникулы нужны. Отдых нужен. Он дает возможность переварить и переосмыслить. Забыть, чтобы потом вспомнить и вдруг найти решение, которое никак не искалось.

Пусть у вас тоже будет время ни о чем не думать, чтобы потом найти лучшее решение!


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также