Как научить сотрудников учиться?

Редакция Тихомировой • 18.01.2024
Как учить сотрудников учиться: чему именно нужно учить, какие навыки развивать, какую среду формировать? И каким должно быть обучение, чтобы его проходили и потом применяли полученные знания?

Посмотреть вебинар Елены Тихомировой
— Как можно научить сотрудников учиться?
Ответы участников вебинара:

  • Создать потребность
  • Предлагать обучение тогда, когда возникает потребность
  • Должна быть мотивация
  • Показать, как им это поможет, показать выгоду от новых навыков
  • Создать такую среду, в которой хочется учиться
  • Вовлекать руководство в обучение
  • Рассказать об особенностях восприятия и запоминания информации
  • Показывать собственным примером
  • Определить измеримые для обучения и для бизнеса результаты
Действительно, формирование мотивации, создание мотивирующей среды — это первое, что можно и нужно делать, чтобы люди учились. Человек должен понимать, зачем ему это обучение. Без этого понимания человек в обучение не пойдет. Никто из нас не хочет тратить свое жизненное время и ресурсы на то, от чего не будет пользы.

— Почему сотрудники не учатся так, как хотелось бы?
Ответы участников вебинара:

  • Нет времени
  • Нет навыков
  • Не верят в обучение
  • Есть внешняя мотивация, но нет внутренней
  • Отрицательный опыт обучения в школе, в вузе
  • Выгорание, отсутствие ресурса
  • Много конкурентов у обучения, выбирают другие дела
  • Не понимают результаты
  • Не умеют выстроить график
Да, это все мешает людям нормально учиться. У нас такая плотность событий, что нам сложно бывает вмещать что-то еще в свою жизнь. Кроме того, много разных переживаний, много стресса, много страхов за будущее.
Что значит «учить учиться»?
Если мы хотим научить сотрудников учиться, то первая наша задача — это показывать и демонстрировать их ответственность в процессе обучения.
Когда мы говорим «мы вас научим», мы создаем себе ловушку. Потому что мы научить не можем. Мы можем только создать условия, в которых человек научится. Именно в этом ключе посмотрим на навык обучения и на то, через что учить сотрудников учиться.

Что мы точно знаем про обучение?
  • Это долго
  • Это сложно
  • Редко кто любит
Реальное обучение никогда не бывает простым. Если мы хотим у сотрудника сформировать навык, чтобы после обучения он что-то делал иначе или отказался от какого-то действия или поведения, то процесс будет долгим и сложным. И сотрудник должен понимать свою роль и обязательно участвовать.

Мы с вами, люди, которые отвечают за обучение в компаниях, — любим учиться. Это наша профдеформация. Мы говорим, что учиться это здорово, но далеко не все так думают. Для многих людей это какая-то дополнительная нагрузка. Но при этом учиться надо, и обучение никто не отменял.

Как учится взрослый человек?
  1. На практике и в реальном контексте
  2. Решая свои актуальные задачи
  3. Применяя изученное сразу
  4. В безопасной среде и в доверии

Чему мы обычно учим, когда учим учиться?
  • Больше и лучше запоминать
  • Вести записи
  • Фокусироваться
Это все очень важно. Я ни в коем случае не хочу сказать, что не надо этому учить. Но это лишь инструменты. Они будут работать в руках человека, который хочет ими пользоваться и который понимает, для чего они нужны.

Уметь учиться — это значит:
  • Быть открытым новому. Фраза «Мы и так все знаем» означает, что люди полностью закрыты для нового. Что происходит перед тем, как человек решает пойти на обучение? Он понимает, что он не знает чего-то. Что-то не получается.
  • Признавать свое незнание.
  • Быть уязвимым. В обучение человек входит в состоянии уязвимости, он чувствует свои слабые места.
  • Знать, что такое обучение на самом деле. Обучение происходит, когда человек знает, что обучение — это трудоемкий процесс, который потребует от него усилий и ресурса. Если мы говорим, что обучение — это просто, то обманываем и формируем неправильное представление об обучении. Обучение — это труд, это усилие, иначе невозможно получить результат.
Чему же нужно учить, когда мы учим учиться?
1. Уметь формировать новые ментальные установки
Какие ментальные установки важны:
  • Открытость новому, «сознание новичка». Это нужно не только для обучения, но и вообще для развития компании, потому что в компании всегда что-то меняется, мы всегда делаем что-то новое.
  • Установки роста и развития.
  • «Любви все возрасты покорны». И обучению тоже.
Можем ли мы менять ментальные установки? По мнению известного автора и психолога Кэрол Дуэк, которая написала книгу «Гибкое сознание», ответ — да, ментальные установки меняются.

2. Уметь применять новое
Многие не переносят то, что изучили, в практику тогда, когда это нужно сделать. Люди читают, слушают, записывают, и все это остается в записях. Кто-то боится, кто-то забывает, кто-то не знает, с чего начать.
Но взрослые люди учатся, только если они применяют новое.

Обязательно нужно показывать, как стартовать применение малыми шагами. Любое обучение у нас с вами должно закончиться тем, с чего начинать применение. Человек, выйдя с обучения, должен понимать, что делать дальше, какой первый шаг.

3. Работать в условиях изменений
Мы должны научить людей работать в условиях изменений. Рассказывать (говорить об этом постоянно) о том, что мы работаем в условиях постоянных изменений и что это нормально.

4. Принимать ошибки
Ошибки не должны пугать. Должна быть культура принятия ошибок.
Приведу пример из своего личного опыта. Я увлекаюсь плетением и недавно начала осваивать новую технику. Думала, что быстро все получится, но после 20 см шнура поняла, что все это не то. Очень расстроилась. Я сделала десятки ошибок там, где, мне казалось, я все знаю. Первая реакция была — все бросить: вообще ерунда какая-то. И в этот момент я сама себя поймала. Я сказала себе: ошибки — это нормально, я попробую расплести, посмотреть, где сделала ошибки, и попробую сделать их меньше. Я научилась делать эти шнуры, но момент был.
Нужно говорить людям, что они будут делать ошибки, и что это тоже нормально.

5. Признавать страх перед новым
Мы сами должны открыто признавать страх перед новым и учить наших слушателей признавать его в себе. Мы все склонны к сохранению статус-кво, мы хотим, чтобы все осталось как есть, и ничего не хотим менять.

6. Быть любопытными
Одна из задач, которая перед нами стоит — культивация любопытства. Человек любопытный учится лучше. Что значит культивация любопытства? Что требуется от нас сделать?
  • Предлагать сотрудникам изучение разных тем, не только связанных с работой, рабочими процессами и продуктами. Пусть это будут диалоги об искусстве, о музыке, о литературе, архитектуре, медицине, образе жизни. Через это человек начинает чувствовать свой интерес и начинает ему следовать.
  • Если у вас есть чат компании, свои каналы, можно организовать марафоны на развитие любопытства, когда мы предлагаем сотрудникам, например, каждый день рассказывать о том, что они интересного увидели. Когда мы ставим вопрос «А что вы видели?», люди начинают больше замечать, наблюдать, обращать на что-то больше внимания.

7. Задавать вопросы
Лет 10 назад в одном из книжных магазинов я увидела книгу, которая называлась A more beautiful question. Это книга о людях, которые ставили перед собой вопросы, правильные и нетривиальные. И результатом этих вопросов становились какие-то новые идеи, изобретения. Мне запомнилась история одного молодого человека, который попал в аварию и остался без одной ноги. А он занимался бегом. И вот он задался вопросом: почему на существующих протезах нельзя бегать, и что для этого должно быть? Он придумал знаменитый протез очень своеобразной формы, и теперь с ним занимаются спортсмены на паралимпийских играх. Это вопрос, который позволил искать решения.

Задавать вопросы — это навык.
Чтобы учить задавать вопросы и стимулировать вопросы, в компании должна быть безопасная среда, которая позволяет задавать вопросы без страха показаться глупым. Задать вопрос, проявить свое незнание, сказать «да, я не знаю».
Ни в школе, ни в институте не учат толком формулировать вопросы. Хотя вопрос — это главный толчок к обучению. Обучение начинается с вопроса. Если вопроса нет, то люди в обучение не идут.

8. Ставить свои цели обучения
Мы часто ставим цели за слушателей. Мы открываем курс, программу, и там сразу есть цели.
А нужно предложить слушателям поставить свою собственную цель на обучение. Спросить: что вы хотите получить в результате этого обучения? Это позволит человеку присвоить обучение, сделать обучение своим и позволит ему идти к тому, что для него важно.

  • Обучение может быть только личным, нужны свои цели
  • Для каждого обучения сотрудник должен увидеть и поставить свою цель
  • Цели нужно учить ставить
Инструменты, которые пригодятся слушателям
  • Планирование времени на обучение. Само по себе время на обучение не появляется. Если его не запланировать, то учиться будет некогда. Важно, чтобы компания позволяла использовать какое-то рабочее время на обучение
  • Обучение осознанности. Любое обучение по таким темам, как mindfulness, осознанное восприятие, внимание — очень хорошо помогает.
  • Ведение заметок (системное). Важно, чтобы человек делал заметки сам, своей рукой, в своей последовательности. Это когнитивный процесс, который помогает улучшить восприятие, сфокусироваться и погрузиться в обучение.
  • Возможности для обмена знаниями.
  • Оценка собственного обучения: когда мы человеку предлагаем подумать о своем обучении — что он из него взял, что нет, какие были ожидания.
Каким должно быть обучение, чтобы его проходили?
  • В основе — опыт слушателя. Связь имеющегося опыта и чего-то нового позволяет увидеть применимость.
  • Содержательное вовлечение, вовлечение через суть. Нужны полезные кейсы, примеры.
  • Активный формат. Пассивного обучения не бывает. Должно быть активное взаимодействие с изучаемым материалом. Слушатель должен делать то, чему учится, уже в процессе обучения. Без этого он не видит применимости, не запоминает, не вовлекается, материал проходит мимо.
  • Безопасная среда для вопросов и для проявления уязвимости, незнания. Обучение происходит только в среде, в которой ошибки поощряются, а не наказываются.

С одной стороны, мы говорим о формировании навыков учиться, а с другой стороны, нам нужно создавать среду. И в этой среде должны быть две вещи. Ошибки и признание проблем должны поощряться, и обучение должно сразу переходить в практику через возможность применения нового.

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также