1. Уметь формировать новые ментальные установкиКакие ментальные установки важны:
- Открытость новому, «сознание новичка». Это нужно не только для обучения, но и вообще для развития компании, потому что в компании всегда что-то меняется, мы всегда делаем что-то новое.
- Установки роста и развития.
- «Любви все возрасты покорны». И обучению тоже.
Можем ли мы менять ментальные установки? По мнению известного автора и психолога Кэрол Дуэк, которая написала книгу «Гибкое сознание», ответ — да, ментальные установки меняются.
2. Уметь применять новоеМногие не переносят то, что изучили, в практику тогда, когда это нужно сделать. Люди читают, слушают, записывают, и все это остается в записях. Кто-то боится, кто-то забывает, кто-то не знает, с чего начать.
Но взрослые люди учатся, только если они применяют новое.
Обязательно нужно показывать, как стартовать применение малыми шагами. Любое обучение у нас с вами должно закончиться тем, с чего начинать применение. Человек, выйдя с обучения, должен понимать, что делать дальше, какой первый шаг.
3. Работать в условиях измененийМы должны научить людей работать в условиях изменений. Рассказывать (говорить об этом постоянно) о том, что мы работаем в условиях постоянных изменений и что это нормально.
4. Принимать ошибкиОшибки не должны пугать. Должна быть культура принятия ошибок.
Приведу пример из своего личного опыта. Я увлекаюсь плетением и недавно начала осваивать новую технику. Думала, что быстро все получится, но после 20 см шнура поняла, что все это не то. Очень расстроилась. Я сделала десятки ошибок там, где, мне казалось, я все знаю. Первая реакция была — все бросить: вообще ерунда какая-то. И в этот момент я сама себя поймала. Я сказала себе: ошибки — это нормально, я попробую расплести, посмотреть, где сделала ошибки, и попробую сделать их меньше. Я научилась делать эти шнуры, но момент был.
Нужно говорить людям, что они будут делать ошибки, и что это тоже нормально.
5. Признавать страх перед новымМы сами должны открыто признавать страх перед новым и учить наших слушателей признавать его в себе. Мы все склонны к сохранению статус-кво, мы хотим, чтобы все осталось как есть, и ничего не хотим менять.
6. Быть любопытнымиОдна из задач, которая перед нами стоит — культивация любопытства. Человек любопытный учится лучше. Что значит культивация любопытства? Что требуется от нас сделать?
- Предлагать сотрудникам изучение разных тем, не только связанных с работой, рабочими процессами и продуктами. Пусть это будут диалоги об искусстве, о музыке, о литературе, архитектуре, медицине, образе жизни. Через это человек начинает чувствовать свой интерес и начинает ему следовать.
- Если у вас есть чат компании, свои каналы, можно организовать марафоны на развитие любопытства, когда мы предлагаем сотрудникам, например, каждый день рассказывать о том, что они интересного увидели. Когда мы ставим вопрос «А что вы видели?», люди начинают больше замечать, наблюдать, обращать на что-то больше внимания.
7. Задавать вопросыЛет 10 назад в одном из книжных магазинов я увидела книгу, которая называлась A more beautiful question. Это книга о людях, которые ставили перед собой вопросы, правильные и нетривиальные. И результатом этих вопросов становились какие-то новые идеи, изобретения. Мне запомнилась история одного молодого человека, который попал в аварию и остался без одной ноги. А он занимался бегом. И вот он задался вопросом: почему на существующих протезах нельзя бегать, и что для этого должно быть? Он придумал знаменитый протез очень своеобразной формы, и теперь с ним занимаются спортсмены на паралимпийских играх. Это вопрос, который позволил искать решения.
Задавать вопросы — это навык.
Чтобы учить задавать вопросы и стимулировать вопросы, в компании должна быть безопасная среда, которая позволяет задавать вопросы без страха показаться глупым. Задать вопрос, проявить свое незнание, сказать «да, я не знаю».
Ни в школе, ни в институте не учат толком формулировать вопросы. Хотя вопрос — это главный толчок к обучению. Обучение начинается с вопроса. Если вопроса нет, то люди в обучение не идут.
8. Ставить свои цели обученияМы часто ставим цели за слушателей. Мы открываем курс, программу, и там сразу есть цели.
А нужно предложить слушателям поставить свою собственную цель на обучение. Спросить: что вы хотите получить в результате этого обучения? Это позволит человеку присвоить обучение, сделать обучение своим и позволит ему идти к тому, что для него важно.
- Обучение может быть только личным, нужны свои цели
- Для каждого обучения сотрудник должен увидеть и поставить свою цель
- Цели нужно учить ставить