Про инновации, которые появляются там,

где сомневаются

Елена Тихомирова • 06.05.2022
Learning Monday

Наверное многие слышали хотя бы одну историю о том, как ученикам в школе снижали оценку за то, что решение было записано не так, как нужно было. Ответ верный, рассуждения правильные, но запись не шаблону — держи четверку (а то и тройку, за грязь в тетрадке). Мне это все казалось какой-то невероятной глупостью, потому что не понятно, какая разница в том, как записано решение, если решено все верно и ход действий правильный. Но я никогда не думала о том, какие у этого могут быть последствия.


Не думала до тех пор, пока в книге "Подумайте еще раз" Адама Гранта не нашла ответ на этот вопрос. Такое слепое и жесткое следование правилам приводит к тому, что человек не готов думать иначе и пробовать переосмыслить ранее принятые решения. Мы делаем так, как нас когда-то научили и крайне редко ставим под сомнение изученное. В школе и в институте нас редко учат критическому мышлению, ставить под сомнение что-то очевидное и искать альтернативные решения. Более того, как в случае с записью заданий, альтернативное решение может быть наказуемым.


Почему-то все очень боятся быть неправыми. Преподаватели часто готовы спорить со студентами до хрипоты, только бы те не оказались правы и не нашли ошибку в материалах. А ведь неправым быть хорошо. Это дает огромное пространство для развития.

В корпоративном обучении материалы подаются как единственная истина. Есть даже те, кто боится включать в курсы материалы в негативном контексте. Нужно только положительное и только в одном, правильном, виде. Никаких развилок и предположений о том, что что-то может не работать. Истина в последней инстанции.


Только вот для бизнеса и для развития компании и вообще для развития любого дела нужны люди, которые могут думать иначе, могут переосмысливать и отказываться от своих же прошлых убеждений. Именно такие люди могут создавать новые продукты, генерить идеи, делать то, чего еще никогда не было. Создавать инновации, которые так хотят сегодня получить в любой компании.


Но инновацию нельзя создать на основе сформированных убеждений и без отказа от того, к чему привык и того, во что раньше верил. Инновация создается в тот момент, когда мы допускаем, что можем быть неправы, сейчас и в прошлом, когда готовы посмотреть на мир иначе. Ничего бы нового не было, если бы некоторые люди в какой-то момент не допускали существования альтернативных концепций.


Если компания хочет инновационного мышления внутри, если того же хочет родитель, нужно помогать сомневаться и думать иначе. Нужно строить систему, в которой меньше навязанного следования правилам и утверждениям, больше исследований и переосмысления. Нужно подталкивать думать иначе, сомневаться в ранее изученном и пробовать искать новое. Это может проникать к людям через обучение, в котором вместо правил и жестких последовательностей (там где возможно и безопасно), исследование, рассуждение и сомнения. В таком обучении попытка решить задачу иначе, альтернативным способом, пусть даже и не самым эффективным, должна вознаграждаться. Потому что это и есть создание нового.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также