Тут нужно и внимание держать, и уметь себя организовать, и уметь вовремя переключиться, но при этом не потеряться. Не все опытные онлайн слушатели за 40 это умеют. До 9-10 класса онлайн обучение для ребенка процесс практически противоестественный, особенно 1-5 класс. Потом тоже не очень хорошо, но уже выносливость больше. Потому детям нужно помогать.
Помощь родителей нужна не в выполнении заданий (хотя и это тоже иногда можно, чтобы лишний час перед экраном убрать).
Основное - организовать обучение и научить делать так, чтобы оно все-таки было обучением, а не страшным испытанием. - Рутина и режим дня. Все должно быть как в школе. Утром вместо дороги в школу - зарядка или прогулка. После занятий - аналогично. Отдых, потом уроки (если есть). Потом снова отдых и он должен быть без экранов и гаджетов. Книги, поделки, журналы с заданиями (сейчас очень много вариантов, на любой вкус и бюджет). Все что угодно, только без экрана. Заодно могут и новые интересы появится.
- на каждый день нужен план, со всеми делами и задачами. Даже с поделками, прогулками и играми. И ставить галочки, что сделано, а что нет. Это и смысла добавляет и удерживает внимание и ритм.
- Сокращение количества отвлечений. Отвлечений может быть 2 группы: вне компьютера и внутри него.
- Телефон нужно убрать (к родителям). Или все на нем выключить до тех пор, пока нет особой необходимости.
- Место для обучения выбрать максимально тихое. Отдельная комната - это шикарно, но не всегда доступно. Но всеми способами нужно пробовать сделать так, чтобы из вне приходило как можно меньше шумов и отвлечений.
- На компьютере заблокировать или по времени ограничить все, кроме программы для обучения (видео-конференция, портал или что-то еще, что используют). Остальное жестко убирать. Иначе YouTube заберет все внимание, которого и так немного.
- Перерывы. Как бы ни была устроена программа в школе, лучше отдохнуть и немного пропустить, чем устать и пропустить все. Иногда можно всеми родителями класса договориться с учителем / учителями, чтобы расписание поменяли. До 5-6 класса по 45 минут за ПК - много, очень много. 20 минут максимум, потом нужен перерыв. Вот тут нужен гаджет - поставить таймер на каждые 20 минут и делать хоть какие-то физические упражнения, смотреть в окно, гладить кота. Пропустить 5 минут не страшно, страшно не понять ничего за целый день.
- Физическая нагрузка. Мы недооцениваем, сколько дети двигаются, пока идут в школу, бегают на перемене и на прогулке. Сидя дома они замирают. Для мозга это дело очень опасное. Он не разгружается, ему не хватает кислорода, когнитивная способность резко падает. Повышается утомляемость. А дальше вы все сами знаете: слезы, крики, обиды и весь остальной ассортимент. И плохой сон в придачу. Без сна совсем плохо. Потому нужно двигаться. И нам с вами, работающим на удаленке, тоже. Потому можно даже попробовать шевелиться вместе. Пока гулять можно - гулять. Как можно больше. Если снова будем дома - зарядка, танцы, прогулки по квартире. Взрослый может и справится сидя на стуле (тяжелее только станет), ребенок - нет.
- Сон. Вовремя и достаточно. Да, вставить сильно рано не нужно. Ехать в школу тоже. Но это не повод, что-то менять. Спать нужно лечь вовремя, встать тоже. Слетит режим дня, обучение будет идти еще сложнее. Биоритмы помогать перестанут.
- Общение детям важнее, чем взрослым. По крайней мере мы себе может объяснить, почему его стало мало, а они - нет. Для детей общение - это способ познания мира, это их собственный мир. Как только его нет, им очень трудно. А потому коммуникации с друзьями - это единственное, ради чего стоит добавить немного экранного времени в течении дня. Снова по графику и расписанию, не сильно много и лучше - не в чате. Пусть видят друг друга, лица очень много значат. Тут можно организовать группу с несколькими родителями заодно (это еще может дать немного времени на дела взрослых). Кто-то очень удачно делал дежурство и развлекал детей по очереди. Можно рисовать вместе, можно просто говорить, главное - общаться.
- Иногда вам может потребоваться тьютор или кто-то, кто поможет. Онлайн обучение очень сильно изолировано, предполагается, что слушатель все делает сам. Родителям при этом нужно работать. Может быть достаточно пары часов в неделю, когда кто-то поможет и пояснит школьнику то, что он не понимает или что ему трудно дается. Тогда в семье будет больше мира и спокойствия, и это тоже очень важно для обучения (которое не происходит в стрессе). И ребенок будет себя чувствовать намного увереннее.