Зачем мы учимся?

Елена Тихомирова • 17.07.2023
Learning Monday

“Научишься читать, сможешь прочитать интересную книгу или вывеску нужную”. “Научишься считать, сможешь посчитать, сколько времени осталось или сколько нужно денег на игрушку”. “В школе нужно хорошо учиться, чтобы поступить в институт”. “Будешь хорошо учиться в институте, найдешь хорошую работу”. Почти все обучение имеет какие-то границы, конкретные цели, рубеж. Чаще всего детям дальше ничего не говорят, есть какой-то момент, до которого учеба точно доведет, и вот к нему нужно стремиться. Вам не кажется, что тут что-то неладно? Особенно в контексте сегодняшней действительности, где обучение один раз и навсегда уже точно не работает.


Да и вообще есть большой вопрос — было ли когда-то время, когда можно было чему-то один раз и на всю жизнь научиться? Скажем, шел молодой человек подмастерьем к сапожнику. Смотрел, как тот работает, перенимал, начинал с простого, двигался к сложному. И вот в какой-то момент он уже сам может сапоги сделать или ботинки. Мог ли он в этот момент перестать учиться? Мода меняется, материалы меняются (и не только новые приходят, но в силу обстоятельств старых может не быть). Если наш сапожник продолжит делать только то, чему его мастер в юности научил, то скоро спрос на его обувь может упасть. И инженерные решения нужно изучать, и думать, как сделать так, чтобы сапоги лучше носились. Обучение остановить не получится.

Так что большой вопрос на самом деле в утверждении, что можно было когда-то обучиться один раз и на всю жизнь. Теперь особенно. У обучения больше не может быть никаких рубежей.


Недавно с племянницей обсуждали работу и карьеру. Она девушка уже взрослая, 32 года. Находится на распутье карьеры. Есть специальность, которую можно применить в разных отраслях. И есть любимая отрасль, мебельная. Но любимая отрасль как-то сейчас не радует гостеприимством. Зато в других местах есть интересные предложения. И как быть? Вроде как от мебели, скажем, к технике переходить — потерять весь накопленный опыт и привычки. В новом страшно, но и возможностей может быть больше.

Пока рассуждали с ней о выборе, я задумалась о тех самых рубежах и обучении. Вот закончишь институт, найдешь хорошую работу, и все будет хорошо. Нигде в риторике нет, что однажды тебе придется сменить то, что ты нашел. И потом сделать это снова и снова. И что учиться придется постоянно. И не только в выбранной профессии, но во всем, что во вокруг. Именно это так сильно нам мешает двигаться в стороны, искать альтернативы, пробовать то, чего не знаем. Согласна, не только это, но эти ограничения играют свою роль.


Обдумывание правильного совета заняло у меня больше половины ночи. И не только потому, что я с советами стараюсь быть очень аккуратной. Дело в том, что я сама уже 24 года занимаюсь одним и тем же. И может быть, мне слегка повезло в том, что это “одно и то же” мне очень нравится и откликается. Я как будто большую часть этого времени не работала, а просто занималась любимым делом. Но мысль о том, чтобы поменять что-то — пугает. Иногда просто до дрожи: как же можно выбросить то, что я так давно делала, как же можно предать свою идею и свой труд? И да, я знаю, что это когнитивная ловушка, и называется она неприятие потерь — нам часто кажется, что сам факт потери чего-то, во что мы вложились, очень негативен, и мы делаем все что возможно, чтобы этого не состоялось.


Ближе к середине ночи у меня созрел вопрос: “А зачем мы вообще учимся?” Если убрать все рубежи, вехи и точки. Если убрать все про востребованность, про актуальность и про развитие. Зачем на самом деле мы учимся? Зачем тратить время на что-то условно полезное, когда есть столько совершенно бесполезных, но зато гарантированно приятных альтернатив?

Утром я проснулась с ответом. Мы учимся, чтобы узнать одного единственного человека — себя. Любое обучение, книга, курс, видео, диалог с человеком, все что угодно — это возможность узнать, что тебе нравится, что тебе не нравится, что откликается, а про что на следующий день ты не можешь вспомнить.


Любая смена деятельности, драматическая или просто переход из отрасли в отрасль, но на ту же позицию — обучение. Потому что все равно придется изучить много деталей, чтобы начать работать. И вот это обучение и будет способом узнать себя. С новой стороны, под другим углом.

Чем больше мы учимся, тем лучше мы себя знаем. Обучение — это безопасная среда, в которой можно примерить на себя самые разные костюмы, самые разные ситуации. И что важно — в тестовом режиме, в нереальной среде. Обучение для этого должно быть достаточно продолжительным, скажем, хотя бы пару недель. Если эти недели пройдут хорошо, вы не будете себя тянуть за волосы и страдать над каждым абзацем, то, возможно, это то, что вам интересно. Обратную ситуацию можно смело не комментировать — туда просто не стоит идти. Но даже если обучение “не зашло”, то от него все равно есть польза. Теперь вы точно знаете про себя, что это не ваша тема.


Обучение нужно, чтобы узнавать себя. Обучение может быть в бою, может быть в тестовой среде обучения. Любое дает возможность узнать про себя то, что иначе узнать не получится. Без рубежей, целей и вех. Непрерывное обучение нужно, чтобы понимать, кто мы есть на самом деле.



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также