Современный педагогический дизайн

Елена Тихомирова • 13.10.2023
Learning Monday

У меня для вас много новостей, и все на одну тему. Но про них — в конце этого текста. Потому что сначала я очень хочу поделиться с вами размышлениями на тему современного педагогического дизайна. Не простого и классического, а именно того, который нужен сегодня.


Сегодня мы многое знаем про людей. Нейрофизилогия постепенно открывает нам тайны работы человеческого мозга. Пусть вопросов часто все равно тут больше, чем ответов, многое уже понятно и этим всем можно и нужно пользоваться. Дэниель Канеман и его коллеги открыли нам поведенческую экономику и то, как на самом деле человек принимает решения. Теперь мы знаем, что далеко не всегда решения принимаются лучшие и с максимальной пользой.


Активное развитие педагогического дизайна началось в 40-х годах прошлого века. Считается, что Роберт Ганье и его 9 элементов учебного события стали родоначальниками понятия «педагогический дизайн». Хотя и до Ганье и после него было создано много теорий и методик обучения, которые к педдизайну имеют самое прямое отношение. Все они работают по сей день, но вот только на момент их создания столько всего о том, как человек думает, учится и принимает решения, известно не было.


В любом классическом учебнике педагогического дизайна самой главной стартовой задачей проектирования обучения будет правильная постановка цели. Для этого нужно сначала исследовать аудиторию, изучить задачу обучения и на основе всех полученных данных правильно поставить учебную цель. И вроде так получается, что если цель поставлена правильно, то все дальше будет работать. А самое главное, что слушатель, увидев эту правильную учебную цель, точно будет учиться. Даже больше — он будет хотеть учиться.


Но человек нерационален. Сегодня это мы уже знаем точно, и почти каждый может привести пример пары иррациональностей из своей жизни. Мы принимаем решения, которые не только не самые лучшие для нас, но и даже вредят нам. Ведем неправильный образ жизни, едим не то, спортом мало занимаемся, гулять не ходим, тратим время на контент, от которого ничего не получаем.


Точно такой же человек видит перед собой правильную и рациональную учебную цель. Почему же он будет ей следовать? Почему вдруг, принимая массу неверных значимых решений в своей жизни, именно в этом месте он поступит иначе и «возьмет» наше обучение? Почему вдруг он будет учиться, как только увидит, что от обучения он получит пользу?


Наш взрослый слушатель — это не чистый белый лист. И именно это нигде не обсуждается в классическом педагогическом дизайне. При постановке целей и при дальнейшем проектировании в классике не предполагается, что мы исследуем то, с чем к нам пришел слушатель. А приходит он к нам со страхами и предрассудками, с убеждением и с опытом, со взглядами и установками. И от того, какой весь этот багаж, во многом зависит успех обучения. Не работая с этим, мы не можем сделать обучение, которое будет работать.


Для успешного обучения нам нужно подойти к слушателю как можно ближе. В этом и есть основная задача педагогического дизайна сегодня. Не сложить все материалы в какой-то последовательности и не придумать проверочные задания. Нам нужно сделать так, чтобы наше обучение было близко к человеку, чтобы оно говорило с ним и чтобы слушатель чувствовал, что обучение ему помогает. Такое обучение становится страховкой от сложностей и проблем, помощью в решении задач и некоей гарантией успеха в текущей жизненной ситуации. И тогда обучение начинает работать, потому что его готовы слушать и воспринимать. Оно близко и понятно.


Современное проектирование обучения взрослых не может использовать только классические методы и инструменты. Нужна нейрофизилогия обучения и изменений, нужна поведенческая наука, нужно понимание искажений и иррациональностей. Иначе мы просто складываем материал, пусть даже по очень правильной структуре.


Человека нельзя научить. Потому что нет такого процесса, который позволил бы без участия слушателя переложить ему что-то в голову. Человек может только научиться сам. Восприятие информации возможно только при активном вовлечении слушателя и никак иначе. И вовлечение тут — это не про красоту оформления и не про анимацию и яркие фрагменты. Это вовлечение — про понимание, что мне это нужно и я могу этим воспользоваться. Это осознание, что от всего изученного в моей повседневной жизни будет смысл, что-то изменится, станет лучше. Только при таком вовлечении может произойти обучение. Человек должен сам начать думать о том, что ему говорят, и связывать с тем, что он делает.


И это уже другой педагогический дизайн. Он шире, он глубже. В нем много других инструментов и вместе с этим — переосмысление всего того, к чему мы привыкли.


За последние 2 года у меня получилось уложить все то, что я описала, в методику проектирования обучения взрослых. Я взяла мой базовый тренинг по педагогическому дизайну и соединила со всеми наработками и исследованиями нейрофизилогии и поведенческой экономики, которые применимы в обучении. Я написала про это книгу и уже провела несколько программ обучения.


И это и есть те самые обещанные в начале новости.

Совсем скоро я проведу открытое обучение по новой программе — «13 правил проектирования обучения взрослых». На тренинге я покажу вам подход к проектированию обучения, который основан не только на классическом педдизайне, но и всем том новом, о чем уже написала выше. Это методика обучения обычных людей, без высокой мотивации и больших планов, без огромного стремления к развитию и желания свернуть горы. Просто люди, просто сотрудники, у которых много всего внутри и которые, как и все мы, нерациональны.


Когда пройдет обучение?

20 ноября -14 декабря онлайн

В программе много практики. Все, что я буду рассказывать, мы будем делать. И в результате у нас будет часть будущего учебного продукта.


Присоединяйтесь, педдизайн любит компанию :)



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также