Про учебный опыт

Елена Тихомирова • 03.08.2023
Learning Monday

Не так давно проходила небольшое обучение про дружбу с телом. Очень важная тема, особенно для меня — для человека, у которого с телом дружбы никогда особенно не водилось. Не знаю, чего я ждала, но на старте обучения у меня вдруг возникло ощущение полной бессмысленности происходящего. И как эксперт говорит, мне не понравилось (и в этот момент я начала еще сильнее слышать все огрехи речи), и смысла особенно не видно, и вообще — все банально, чего я тут не слышала.


Было большое желание уйти. Но в какой-то момент я задала себе вопрос — ты правда готова сказать, что в МК на 4 часа нет ничего нового для тебя? Уверена? Вот в этот момент я побежала за блокнотом и ручкой и начала не просто писать. Я поняла, насколько важные вещи говорит ведущий и что на самом деле я никогда так про это не думала. Тут же обнаружилось и много практики и много полезных инструментов. И появилось большое сожаление, что это обучение пришлось совмещать с приготовлением обеда.


Вывод №1. Учебный опыт начинается в тот момент, когда мы позволяем себе что-то не знать и сомневаться в себе. Когда даже про самые банальные вещи в жизни мы говорим себе, что мы этого не знаем или не знаем полностью. Это ровно такое же позволение, как и не сделанный адвент-календарь или не наряженная елка ввиду переезда. Нужно дать себе на это право.


Вывод №2. Тема обучения должна иметь значение. Будь это не про тело, а про что-то менее важное, я думаю, вы сами знаете, в какой момент я бы закрыла вебинар. Отсутствие внутренней понятной и достаточно простой мотивации — убивает почти любое обучение. И вот тут важно — мотивация должна быть прозрачной, простой и очевидной. Сложные конструкции легче отвергаются. Но кроме того — в них сложнее верить. Они как-будто дальше от сути и от нас самих.


Вывод №3. Для качественного учебного опыта нужно время и ресурс внутри человека. На бегу, когда в одной руке половник, а в другой карандаш — получается так себе. Результат тоже будет, но с примесью ощущения чего-то упущенного, временами и сознательно — когда выбираешь подгорающие котлеты вместо записи важной мысли. Нужно время и пространство, погружение и ресурс на то, чтобы изучаемое пропускать сквозь себя. Потому — для того, чтобы был именно учебный опыт, чтобы бы толк и смысл — нужно выделять время.


Отдельно про пропускать сквозь себя. Это ключевое условие для обучения по любым гибким навыкам. Потому что их суть — наше новое мышление, новые установки и действия, которые следуют за установками. Нельзя научиться управлению временем, работе в команде, если всю информацию про это не пропускать через себя, не ставить себя на разные места и в разные роли, не пробовать чувствовать и думать иначе. Это очень объемное для внутреннего ресурса занятие. И потому для обучения гибким навыкам нужно планировать время и пространство, это на ходу точно не изучается.


Но все равно остается вопрос — как получается так, что один человек проходит мимо учебного опыта, а другой в него погружается? Ведь в этой всей истории я могла бы так и не увидеть ничего полезного, а неприятная для меня манера говорить могла все перевесить. Что происходит в тот момент, когда человек все же принимает решение брать новое или хотя бы пробовать это делать?


Мне пока кажется, что это привычка. Такая же, как спорт или здоровое питание или что-то еще. Привычка, которую можно у себя сформировать и поддерживать. Даже несколько привычек:

- Привычка напоминать себе, что новое и важное есть всегда и везде;

- Привычка контролировать свой знаниевый сноббизм — “все знать нельзя”;

- Привычка давать шанс даже тем источникам, которые изначально не понравились.

Это не врожденное, это приобретенное. И это можно развивать.



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также