Как правильно поставить учебную цель

Елена Тихомирова • 14.04.2023
Как правильно поставить учебную цель?
После всего проведенного анализа, когда мы понимаем целевую аудиторию, понимаем задачу обучения и контекст обучения, задача педагогического дизайнера или создателя учебного материала — поставить правильную учебную цель. Для тех, кто создает курс, цель на весь процесс работы над курсом будет путеводной звездой, потому что именно она позволит проверить, что все действия верны, компоненты курса именно те, которые нужны, а практика идет на пользу. Но тут важно цель поставить правильно.
Для каждого курса нужно сделать 2 варианта учебной цели. Они идентичны по смыслу, но отличаются по формату изложения. Одна, более строгая и формальная, для разработчика, вторая, понятная и приземленная, для слушателей. Вторую цель можно называть “цель с человеческим лицом”. Она не только определяет задачу для слушателя, но мотивирует к обучению, задает определенный контекст.
Цель для разработчиков курса формируется в первую очередь. Она должна обязательно отвечать на вопрос:
Что именно слушатель должен делать после обучения?
При постановке очень важно думать именно в логике финального действия, которое компания ожидает от сотрудника после обучения. То есть в цели не должны звучать “знать”, “уметь”, “понимать”. Эти слова не приводят нас к итоговому действию человека на его рабочем месте. Потому что сотрудник может знать все про продукт, но при это не продавать его в нужном объеме или вообще не продавать.
Правильная учебная цель звучит примерно следующим образом:
После изучения курса сотрудник заполняет квартальный отчет в соответствии с требованиями в установленные сроки
Что есть в этой цели:
  • действие — заполняет отчет;
  • параметр качества — в соответствии с требованиями;
  • срок / количественный показатель — в установленный срок.
Достижение такой цели можно наблюдать, а также можно оценить качество и можно проверить сроки. И самое главное для нас — возможность наблюдать достижение цели. Если наблюдать не получится, то это хорошая проверка на качество поставленной цели.
Кроме того, такая цель позволяет нам легко проверить, что именно должно быть в курсе и чего там не должно быть:

  • Действие “Заполнять отчет” — это значит, что в курсе мы должны научить человека заполнению отчета: шаги, основные поля, какая должна быть информация и все остальное. Если такой информации нет, то мы цели не достигаем. Информация про историю создания отчета и про то, как вообще важна отчетность, прямого влияния на цель не имеет и, скорее всего, будет лишней.
  • Параметр качества “Соответствие требованиям” — это значит, что после курса человек эти требования должен знать и мочь применить. Требования в курсе должны быть представлены, разобраны и отработаны. Так же как все само действие. Если в курсе требования не представлены, то цель достигнута не будет. Если представлены не только эти требования, то они могут быть лишними.
  • Срок / количественный показатель “В установленный срок” — после изучения курса слушатель этот установленный срок должен знать, понимать, когда начинать и когда точно нужно закончить. Это он должен запомнить. И может про это ему нужно будет дополнительно напоминать по ходу работы. Если в курсе сроков или способов их расчета нет — цель не достигается. Если есть не только сроки для отчета, но другие сроки — это будет лишнее.
Теперь посмотрим на одну трансформацию цели. Допустим, у нас задача с вами не заполнять отчет, а мотивировать к заполнению отчета. Формулировка цели сразу начинает меняться:
После изучения курса сотрудник понимает значение регулярной отчетности и заполняет квартальные отчеты в соответствии с требованиями в установленные сроки
Тут сразу можно в материал добавить информацию о важности отчетов (а в цели перед этим информация такая была лишняя), можно добавлять практику не только на заполнение отчетов, но и на понимание значимости, на последствия отсутствия отчетности и все то, что заставит задуматься о том, почему отчеты важны.
Но при этом понимание значения мы не сможем наблюдать изолированно. Потому что у цели появляется практический, наблюдаемый хвост — заполняет квартальные отчеты в соответствии с требованиями в установленные сроки.

Правильно поставленная цель позволяет нам постоянно проверять, идем ли мы в нужном направлении или сбились. Потому она может смело носить звание путеводной звезды. С помощью цели можно проверить:

  • Какой материал в курсе нужен, а какой лишний? Если он не способствует достижению цели и не связан с ней — можно смело убирать;
  • Какая нужна практика? Практика всегда про то, что должен делать слушатель в итоге. Если заполнять отчет, то именно это нужно в курсе тренировать. Для заполнения отчета не требуется изучение наизусть названия полей, не требуется ответ на вопрос о том, какие бывают отчеты в мире. Только заполнение этого конкретного отчета в соответствии этими конкретными требованиями.
  • Можно проверить, как оформлять и какие технологии использовать. Все должно работать именно на достижение поставленной цели.
Главное условие работы настоящего педагогического дизайнера:
Никогда не работайте без поставленной цели
Цель же, в свою очередь, должна быть поставлена с учетом всех данных аналитики и отражать реальную потребность компании и реальную целевую аудиторию. А также контекст и условия обучения.
Теперь, когда на руках есть правильная цель, ее нужно повернуть лицом к слушателям. Об этом — в следующем тексте.

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также