Очевидно, что в условиях постоянного процесса внедрения инноваций и ускоряющегося обновления необходимой для деятельности информации мы не можем использовать только очное обучение как основной способ доставки новых знаний. Время на организацию только очного обучения для всех задач будет запредельным. Классических инструментов недостаточно. Электронное и мобильное обучение, интегрированные и адаптивные подходы – способы и методы доставки знаний и организации обучения развиваются в компаниях вместе с инновациями.
Регулярной деятельностью специалиста по обучению должно стать сканирование новых инструментов. На практике специалист часто в выборе средств и инструментов слишком опирается на вендоров. Но нужно понимать, что у каждого вендора есть свое представление об эффективных решениях. Кто-то продвигает мобильное обучение, кто-то – игры, кто-то – комплексные платформы, и «каждый кулик свое болото хвалит».
Специалист по обучению должен знать, какие в отрасли существуют инструменты, не только электронные, но и в целом – начиная от печатных карточек для тренера и заканчивая виртуальной реальностью.
Он должен знать, во-первых, что они существуют, и, во-вторых, как правильно их подобрать – так, чтобы они соответствовали задаче. Нужно хорошо разбираться в возможностях и ограничениях современных технологий. Нужно знать, как встраивать разные инструменты в систему обучения компании и как от них получить максимум пользы.
Приведем пример. Компания проводит тендер: допустим, ставится на первый взгляд понятная задача: разработать одно из обязательных обучений – курс по пожарной безопасности. И вендоры начинают предлагать свои решения. Это будут их решения, те, которые увидели они, имея ограниченное количество информации о компании и о задаче. Такой путь окажется, скорее всего, неэффективным. Какие подходы были бы более целесообразны?
Либо правильно поставить задачу, то есть посвятить поставщика во все детали и подробности вашей задачи. Либо специалисту по обучению, обладающему всей полнотой информации, самому подобрать инструмент или сочетание инструментов, а потом уже проводить отбор среди поставщиков.