Елена Тихомирова стала гостем эфира интеллектуального ток-шоу на радио Мегаполис ФМ.
Тема беседы - актуальная проблема выбора адекватного обучения в цифровом формате:
– нормально ли это с психологической точки зрения постоянно учиться на различных курсах?
– как выбрать курс?
– как учиться эффективно?
– как проверить действительно ли создатель обучения эксперт или это очередной “инфоцыган”
Запись интервью:
http://megapolistime.com/vbg_tikhomirova/Расшифровка:
Сегодня в гостях у нас Елена Тихомирова, генеральный директор eLearning center, автор блога по современному обучению “Живое обучение” и автор одноименной книги. Елена, здравствуйте!Всем привет!
Елена, давайте разберемся в терминологии. Обучение и образование — в чем разница? Если мы учимся — значит это обучение. Образование более формально — когда мы идем в институт и там получаем “корочку”, это образование. Когда мы идем на какие-нибудь дополнительные курсы — это тоже образование. Садик тоже, потому что после него говорят, что ты закончил садик)
Елена, расскажите о создании eLearning center, телеграм-канала и книги.Сначала был
eLearning center, потом блог, потом книга, потом телеграм-канал. История очень веселая. Когда-то давным-давно я подала на грант в Университет Твенте в Нидерландах, чтобы пойти в магистратуру. Написала эссе, его туда в большом конверте отправили. И когда я приехала, то была уверена, что буду учиться на “Управлении персоналом”. В первые дни понимаю, что что-то не то. Прихожу в учебный отдел, они говорят: “У Вас проектирование образовательных систем”. В общем “распределительная шляпа” (помните, как в “Гарри Поттере”) определила меня, не знаю был ли это Слизерин или Гриффиндор, но я закончила магистратуру как архитектор образовательных систем. Мне повезло, я всю жизнь по этой теме работаю.
Как появился блог и книга? Что Вас вдохновило на это?Где-то примерно в 2008-м году я бродила по просторам интернета и увидела, что у одной компании на нашем рынке есть блог, а у нас блога нет. Вот так появился блог и он живет до сих пор, немного трансформировался. А потом примерно так же появился
телеграм-канал, года три назад, когда я решила, что у всех есть телеграм-каналы и у меня должен быть.
С
книгой по-другому было. Очень много людей задавали примерно одни и те же вопросы: о том, как внедрять электронное корпоративное обучение. Я понимала, что им действительно негде искать ответы, на русский язык американские книжки, которые я читаю, никто не переводил. И сейчас на русском есть три-четыре книги.
С чем это связано?Российский книжный рынок по-другому устроен. Это дорого: купить права на издание. Книжку здесь не продашь тиражом 50 000 экземпляров — она узкопрофильная. Значит, ее нужно ставить на полку за 2500. За 2500 детские книжки с картинками хорошо продаются по понятной причине — для детей ничего не жалко, а профессиональную книжку за 2500 никто не купит. Вот у нас и не переводят, а людям надо где-то информацию брать. Минутка хвастовства — я видела свою книжку, которая была в закладках вся, по ней внедряли систему электронного обучения в компании, и мне прислали фотографию.
Елена, есть ли непрерывное обучение сейчас? Все этим сильно озадачены.Да, сейчас про непрерывное, постоянное обучение говорят абсолютно все, может быть, даже больше, чем надо. На самом деле, это большая иллюзия, потому что человек непрерывно учиться не может. Представьте себе, что вы будете непрерывно учиться в институте, каждый день. Мозг человека к постоянному обучению не приспособлен. Есть такая фраза: человек учится, чтобы выжить, но не выживает, чтобы учиться. У нас сейчас такой перекос пошел, что все должны непрерывно учиться. Вот этого ни в коем случае не делайте. Учиться нужно под запрос. Нужно постоянно быть актуальным — знать то, что нужно для вашей работы, для того, чем вы занимаетесь, но учиться без конца и покупать все онлайн-курсы, которые на свете есть, не нужно.
А как же вот этот бесконечный личностный рост?Личностный рост без курсов происходит. Можно, конечно, книгу купить. Если говорить по-честному, люди, которые попадают в этот бесконечный цикл, себя сжигают. Все, что мы изучили, нужно переварить. И не просто переварить, а попробовать применить, попробовать что-то сделать. Оно уложится, пройдет месяц, два, три, тогда возникнет потребность в новой информации.
Елена, скажите, а как все-таки правильно организовать непрерывное обучение, которое не будет перегружать, а наоборот, будет способствовать развитию? И стоит ли это делать? Важна цель: зачем и для чего вы учитесь. Она может быть краткосрочной или долгосрочной, и вы намечаете какой-то план, как вы пойдете к этой цели. В этой логике пару раз в год вы что-то изучаете, но при этом, например, постоянно читаете, постоянно смотрите видеолекции.
Здесь есть некая подмена понятий. Учиться — это все что угодно. Вот я сейчас с вами разговариваю, я тоже учусь, учусь формулировать идеи. Вы со мной разговариваете, вы тоже учитесь. Но формального обучения много не должно быть, потому что не переварить. И лучше всего планировать так: поучились — попрактиковались, поучились — попрактиковались.
Елена, как эффективно подобрать онлайн-обучение?В первую очередь надо понять, чему вы хотите учиться. Дальше нужно понять, как этому учат — и в других местах, не только на том онлайн-курсе, который вам в рекламе попался. Откройте хорошие книжки на эту тему, лучше на английском языке, но можно и на русском, и сравните структуру курса, который вы хотите выбрать, с тем, что написано в проверенных книгах с хорошим рейтингом. Структура плюс-минус должна совпадать, это первое. Второе: внутри онлайн-курса должна быть встроена практика, ее должно быть не меньше 40% от общего времени, а лучше больше, и обязательно должна быть поддержка тьютора, то есть должен быть кто-то, кто будет отвечать на ваши вопросы. Когда у вас пойдет процесс обучения и вы зададитесь вопросом: “А правильно ли я понимаю, что…”, должен быть кто-то, к кому вы можете прийти, потому что этот вопрос есть начало истинного обучения.
Что испытывают те, кто начинают во взрослом возрасте изучать что-то новое, и как преодолеть страхи?Во взрослом возрасте начинать учиться — то еще приключение, я ужасно уважаю тех людей, которые это делают. Любое обучение — это изменение. После того как вы что-то изучили, вы должны поменяться. Например, вы не умели готовить яичницу, потом научились, значить теперь вы поменяетесь и будете готовить яичницу по-другому. Про яичницу — это прикольно и просто, потому что вы потом скажете: “Ой, какая вкусная яичница, какой вкусный завтрак”. А вот для каких-то сложных вещей, когда вы лет 10-15 делали одно и то же определенным образом, а теперь говорят “давайте по-другому будем делать”, это очень тяжелое изменение, и оно вызывает много страхов. Один из страхов — “у меня не получится”. Еще у всех у нас есть предубеждение — нарушение статуса-кво, мы не хотим менять то, что нам привычно, понятно, предсказуемо. Чем старше человек и чем меньше у него опыт обучения (вот еще один аргумент того, что учиться надо относительно регулярно и постоянно), тем больше страхов.
Нужно тренировать свой мозг — как мышцу?Да, да.
Как же преодолеть страх?Есть такая штука, как сознание новичка. Это поддержка любопытства. Нужно поддерживать это в себе. Представьте, что вы смотрите на столовые приборы так, как смотрит на них годовалый ребенок, который их в первый раз увидел, и это все ему ужасно любопытно.
То есть на все смотреть с интересом, с желанием изучить?Да, в этой ситуации нестрашно сделать ошибку. Второй момент — это отношение к ошибкам. Есть люди, которые ошиблись и говорят: “Как ужасно получилось!”. А есть люди, которые ошиблись и говорят: “Хм, как интересно получилось!”
Жизнь — это опыт.Да, опыт, и ошибки более ценны, чем позитивный опыт, потому что они многому учат.
Елена, как бороться с “инфоцыганами”? Продают всё на свете — курсы, танцы, амулеты, поездки на ретриты, в горы — всё! Бороться с ними не надо, точно, надо просто голову включать. Дорогие потенциальные ученики, смотрите, что это за человек. Если человек учит писать, у него должны быть статьи. Найдите их. Посмотрите демо, посмотрите, как он говорит. Есть критическое мышление, вот его надо включить. Потому что, действительно, бывает, что все классно и чудесно сделано, чтобы мы максимально быстро расстались со своими честно заработанными.
Как эффективно учиться онлайн?Во-первых, учиться. Эффективное обучение онлайн не заканчивается в том месте, где вы заплатили за онлайн-курс. Когда мы принимаем решение о регистрации на любой онлайн-курс, мы должны понимать, как мы это встроим в нашу жизнь. Мы будем это делать утром? Вечером? На работе? Где те 30-40 минут в день, в которые мы будем учиться? Время само по себе не появится. Люди очень часто недооценивают то, насколько занята их жизнь, есть дети, работа, всякие обязательства. Где вы найдете время? Когда вы будет учиться? Вместо чего? Для спортзала мы выделяем время, с обучением то же самое.
Во-вторых, надо практиковаться. Если вы прослушали курс лекций, пусть они будут трижды золотые, вы не научитесь до тех пор, пока у вас не будет практики. Если практика не встроена в курс, то ее надо придумывать самостоятельно. Если вы хотите научиться готовить яичницу или омлет, езжайте в магазин, покупайте сотню яиц, вставайте к плите и начинайте тренироваться. Тогда от обучения будет толк. В противном случае, вы будете знать, как правильно готовить яичницу, но точно не будете уметь это делать. Есть очень большая разница между знать и делать.
Елена, а вы к своим онлайн-курсам прикладываете какую-то памятку, методичку: как правильно заниматься по этим курсам?Мы у себя в компании делаем такую штуку, которая называется “Фокус внимания” — помогаем людям в течение обучения правильно фокусироваться: что не забыть, на что смотреть, что почитать. И делаем памятки в конце, но стараемся не делать так, чтобы люди могли не проходить курс, а только скачать памятку.
А даете задания?Обязательно. В наших курсах задания идут по ходу обучения, человек и учится, и практикуется, так материал обрабатывается хорошо.
Корпоративное обучение — давайте поговорим об этом.Да, это очень важная вещь, сейчас почти все компании обучают своих сотрудников, потому что если говорить с точки зрения конкурентоспособности бизнеса, то побеждает тот, кто быстрее учится. Много изменений внутри компании, в экономике, в отрасли, и если компания не готова, она проигрывает. Компании сейчас очень много учат сами. Важно, чтобы сотрудники, которые проходят обучение, относились к этому обучению ответственно. Компания делает большое благо, помогая оставаться на плаву и в личном плане конкурентоспособными, потому что тот объем знаний, который компания готовит для сотрудников, самим сложно найти. Самим сложно понять, что нужно. Большая бригада людей работает, чтобы нас как сотрудников обеспечить нужной информацией.
Как компании мотивируют сотрудников к обучению?Компании чем только не мотивируют, именно потому, что многие люди к нему относятся очень халатно и говорят, что им его навязали, что они не будут учиться. Компании придумывают и какие-то игры, и бонусы, и делает курсы, как мультики. Компании стараются подтолкнуть, а в реальной жизни мотивация одна, она есть внутри у каждого человека. Когда компания предлагает вам пройти очередной курс по информационной безопасности, например, или по пожарке, пройдите — это полезно, для вас, не для компании.
Умение учиться и переучиваться — два самых важных качества, которые нам нужно в себе развивать, и в детях развивать. Большинство знаний долго сегодня не живут, нам понадобятся два навыка. Первый — учиться, познавать, быть открытым, а не говорить “я все знаю”. Второй — разучиваться. Когда то, что мы знали, теперь неправильно, мы переучиваемся, учимся делать по-новому. Люди, которые в состоянии это делать до глубокой старости, сохраняют ясность ума и конкурентоспособность. Приведу в пример своего отца: ему 80 лет, и он учится непрерывно, каждый день. Он находит что-то новое, страшно загорается какими-то идеями.
Елена, Ваш прогноз про будущее онлайн-обучения?Я думаю, что в ближайшие 3-5 лет должно произойти самое главное: рынок должен вычиститься. Останутся нормальные игроки, которые продают хороший качественный контент, которые выстраивают хорошие качественные системы обучения, все остальное должно нас покинуть, бум должен закончиться. Еще лет через 5-10 обучение онлайн должно стать, по крайней мере, для нашего поколения, такой же регулярной, нормальной деятельностью, как книжки почитать, кино посмотреть, на концерт сходить.
Самое главное, как только онлайн-обучение станет регулярной частью нашей жизни, тогда оно действительно будет работать.