Про комфорт, учебный опыт и ошибки, которые обязательно нужно сделать

Елена Тихомирова • 11.10.2021
Learning Monday

С вами Learning Monday и обучение по понедельникам. Хотя в такую жару, как сейчас в Москве, точно не до обучения. Может быть, есть те счастливые люди, у которых в такую погоду мозг готов работать, но я точно не отношусь к их числу. Все-таки окружающая среда на нас влияет, что ни говори. И на обучение, и на работу.

А может ли быть так, что среда для обучения очень комфортна, а вот результата никакого нет? Я лично думала, что так не должно быть. Пока на собственном опыте не убедилась в обратном.


В конце мая мы с супругом решили прогулять работу и отметить день нашей свадьбы. Захотелось выйти за пределы романтического похода в ресторан, и мы отправились в гончарную студию. Мотивация к такой затее не очень понятна до сих пор, но почему-то очень захотелось. И нет, фильм "Призрак" тут ни при чем, потому что про романтическую сцену за гончарным кругом я вспомнила только уже в студии и только по фото участников, которые ту самую сцену воссоздавали.

В назначенное время мы пришли на индивидуальное занятие. У нас было целых 1,5 часа. Нас встретила приятная девушка и два подготовленных гончарных стола. Дальше все понеслось по намеченному плану. Придумываем то, что собираемся создать, садимся за круг, делаем форму, сушим, красим, оставляем на обжиг. Время еще остается слепить что-то на столе без круга. Процесс очень приятный, особенно когда в руках мокрая глина. Больше - он какой-то очень естественный, видимо сказывается опыт человечества за этим занятием.


Но где же было обучение? Его не было. Потому все по сути было сделано за нас, но нашими руками. Форма не получается, быстро поправили. Почему не получилось - не понятно. И не потому, что не объяснили (хотя и это местами тоже было), а потому что ни руки, ни голова ничего понять не успели. Как менять форму, как делать выше или шире? Как делать рельеф? Можно спросить, но ответ получается очень сумбурным и скомканным. Потому что у всего этого мероприятия есть одна единственная цель. Ровно такая же, как и в большинстве кулинарных студий, студий рисования и студий всего остального. Какая цель? Быстро привести участника к положительному и приятному результату.


И это не обучение. В обучении должны быть и ошибки, и разочарования. И сломать нужно, и испортить. И на кухне должно что-то сгореть, выкипеть и засохнуть. Преодоление сложностей приводит к нужному результату. Но это коммерчески не выгодно.

Участники такого мастер-класса должны уйти довольные и окрыленные. Все получилось, я могу сделать вазу с первого раза, может быть даже, у меня талант. И дальше будет такая же программа обучения, в котором уже на серии из нескольких занятий будет постоянный результат. Слушатели будут всегда довольны. Но только учебного достижения, скорее всего, не будет. Тут, кстати, есть вопрос о нужности этих достижений и зачем на такие занятия ходят.


Ни в коем случае не хочу сказать, что мероприятие плохое и нужно все такие немедленно закрыть. Просто это не обучение. Пусть будет другое название, любое другое - только не мастер-класс. И на сайте про "вы научитесь" писать не стоит. Это совсем не позорно, даже наоборот. Правду, как говорил классик, говорить легко и приятно.

Опыт получился очень приятный, а вот обучения так и не было. Зато появилось представление о том, хочу я это дальше развивать или нет.


Мораль? Наше с вами обучение, будь оно в компании или где-то еще, не должно гарантированно приводить к хорошим и приятным результатам. Да, в этом видится много пользы, особенно по части мотивации учиться дальше и общего позитивного настроя. Но обучение - это труд, усилия и ошибки. И если этого нет, то обучение просто не может состояться. Совсем не потому, что обучаемый все бросит, поднимет руки к небу и скажет, что он никчемный и бессмысленный, раз у него ничего не получилось. А потому что мозгу нужно для запоминания пробовать, ошибаться, искать причину ошибки и пробовать снова. Повторять весь цикл снова и снова. И в какой-то момент у нас получается ваза правильной формы, яичница приготовленная комильфо и успешная работа с возражениями клиентов. Только в отличие от яиц, тренировку на клиентах лучше перенести в курс. Пусть там дверями хлопают.


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также