1) Чем больше потенциального внешнего стресса, тем более приземленное должно быть обучение. Только то, что нужно сейчас. С внутренним стрессом компании - аналогично. Если вы предполагаете, что может быть общее напряжение - нужно очень избирательно подходить к обучению и давать только то, без чего нельзя жить.
Тут сразу хочется вступить в дискуссию: стресс есть постоянно и учить сотрудников тоже нужно постоянно. Как быть? Нельзя же ждать все время, потому что правильный момент может не наступить. Все верно, момент нужно искать.
- Пробовать располагать обучение там, где в нем будет потребность. Не учить заполнять годовой отчет в марте, а поставить ссылку на обучение в бланк отчета. И когда в декабре прийдет время - человек сам его возьмет. Состояние у этого человека может быть любое, но если будет потребность - обучение произойдет.
- Проводить обучение по графику, который будет предсказуем и понятен заранее. Это дает людям возможность настроить себя заранее и испытывать меньше стресса в момент, когда вдруг пришло приглашение на обучение.
2) Еще один способ работы с теми, кто не хочет учиться - подготовка учебных материалов таким образом, чтобы вне зависимости от состояния человек мог максимально эффективно ими пользоваться.
Тут можно и нужно подойти сразу с нескольких сторон:
- Материалы стараться делать только по делу, чтобы можно быстро взять нужное. Все дополнительное и все рассуждения лучше всего убрать так, чтобы не мешали и чтобы сквозь это не нужно было пробираться, чтобы узнать основное.
- Нужны памятки, шаблоны и чек-листы, которые могут быть проводниками для человека в нестабильном состоянии. Делай раз, делай два. Не сильно творчески, зато - сделано. Пусть даже не выучат, но зато будут каждый раз идти правильными шагами. И в итоге - привыкнут делать так, как нужно.
Тут еще стоит поговорить про working experience design. Как человек работает? В какие моменты у него возникают трудности и вопросы? Как вообще устроен рабочий процесс? С ответами на эти вопросы становится понятно, где и как мы можем поддерживать сотрудников с помощью информации и обучения. По сути, нам нужно перейти от задачи доставки людей к обучению (мотивировать, продвигать и рекламировать) к задаче доставки обучения к людям (когда человек просто делает свою работу, а полезные материалы встречаются ему на пути).
3) Все можно взять с собой. Можно скачать, сохранить и распечатать. И сделать так, что оно будет с тобой рядом в тот момент, когда тебе это нужно. Тогда в моменте, не важно какое у человека состояние, у него есть одна очень простая задача - сохранить и запомнить куда (ладно, вторая не такая простая). А потом в нужный момент достать.
Особенно требуют возможностей сохранения:
- Материалы, который трудно запомнить: таблицы, цифры, формулы, сложны определения и процессы;
- То, что на самом деле не нужно запоминать, потому что это редко используется или дано справочно. Но может пригодиться в какой-то момент времени. Такой материал можно просто прокомментировать и сразу убрать в дополнительные источники, не предлагая запоминать и как-то с ним взаимодействовать.