Про микрообучение, культуру незнания и аргументы против собственных убеждений

Елена Тихомирова • 11.02.2022
Learning Monday

Провели отличный вебинар про культуру обучения, есть запись и ментальная карта. Очень хорошо пообщались: про культуру незнания, про то, как сложно признаваться в том, что чего-то не знаешь или не читал. А еще про то, почему я очень настороженно отношусь к мобильному и микрообучению.

Про последнее — привела по ходу разговора личный пример.


В 2007 году была на конференции в США, и там все взахлеб про мобильное обучение говорили. В России в этот момент еще и мобильные телефоны не у всех были, а они уже что-то говорили про обучение на самых простых экранах Nokia. Тогда казалось, что вот будет экран чуть больше и цветной (как у некоторых коммуникаторов, как их тогда называли), и интернет будет везде и недорого, и тогда — заживем! Все будет мобильное и в телефоне, человек сможет учиться всегда и везде, не нужно будет всех в одном месте собирать. Столько возможностей и такие они все казались значимые.


Я тогда в это очень сильно поверила. Убедили или убедилась, не знаю. Писала посты в блоге, переводила советы про мобильное обучение, выступала про это. Мы пробовали первые мобильные проекты делать, когда даже не очень было понятно, как можно курс в телефоне запустить.

А потом постепенно начал накапливаться целый сборник аргументов против. Начиная от того, что это неудобно, к тому, что на самом деле обучение на бегу происходить не может. И это поменяло мое отношение.


Именно то, что на бегу учиться не получится — самое значимое мое опасение. На обучение не просто нужно время. В этот процесс нужно вникнуть. Вот мы книгу читаем, даже иногда и художественную, а уж тем более профессиональную, нам ведь нужно время: вчитаться, понять, подумать. Иначе — пролистываем и все. Почитал пару глав, на несколько дней отложил по каким-то причинам — снова нужно собраться, вдуматься, может даже и повторить пару страниц. А потом еще нужно время после обучения — тоже подумать. Осмыслить, запомнить, может быть о применении подумать или какие-то заметки сделать. Уже не записать прочитанное, а именно свои какие-то мысли поймать и зафиксировать.


Как это уместить в обучение на ходу? Тут дело даже не в устройстве и не в том формате, который на этом устройстве представлен. А в самом процессе. Где-то перерыв или чего-то ждешь и в этот момент можно открыть и что-то быстро изучить. Быстро изучить? Может быть 1-2 слова иностранного языка, да и то, повторить скорее, не изучить. А если там какая-то большая тема про критическое мышление или про производственную систему крупной компании? С таблицами, схемами, формулами — только на то, чтобы вчитаться и начать понимать смысл уже время нужно.


Информировать можно. Короткое, неглубокое что-то передавать — тоже. Можно поддерживать осведомленность: скажем, мы знаем, по геолокации, что курьер приехал к клиенту, мы ему в этот момент уведомление отправляем: "Не забудь поздороваться и попрощаться". Это точно будет работать, потому что в нужный момент, в контексте задачи и очень просто. А вот объяснять в таком формате, как вежливость влияет на нашу компанию - сомнительная задача.


Иногда говорят про аудиокниги, мол, их же слушают, чем не мобильное обучение. Да, очень даже мобильное и очень даже обучение. Только если книгу на 30 часов слушать приемами по 5 минут, то в голове не будет ничего, даже путаницы. Люди, которые слушают, чаще всего подстраиваются под какие-то другие дела, чтобы слушать минут по 30 и больше. В дороге, на пробежке, в транспорте. Не нужно забывать, что аудиокнига оставляет руки свободными, можно совмещать с чем-то еще. И слушать могут далеко не все, потому что воспринимать большой массив информации на слух, без визуальных ключей и заметок — сложно.

Как в примере с курьерами, есть информация, которая по своей сути простая, неглубокая и короткая. Это не значит, что у нее нет ценности. Но ее можно и, зачастую, даже нужно, передавать в коротком мобильном формате. Но такой информации немного.


Мобильное обучение имеет право на жизнь. У него свое назначение. Главное, чтобы мы не пытались в такой формат "запихнуть" все, от критического мышления до основ химического производства. Мы должны при проектировании учитывать процесс восприятия именно этой темы и именно той аудиторией, с которой имеем дело. Нужно им будет думать? Нужно ли будет записывать? Будут ли возникать вопросы? Какую долю информации можно уложить в 5 минут по отношению ко всему массиву? Не придется ли так все упростить, что весь смысл и значение потеряется и тема станет выглядеть совершенно недостойной внимания?

Иногда мы слепо следуем трендам. Иногда мы в них искренне верим (это мой случай). Но всегда важно задать себе вопрос - Я могу быть не права? Может ли быть так, что я чего-то не знаю и это не позволяет мне делать правильные выводы и принимать правильные решения? Потому что следования трендам без этого ментального упражнения может привести к неприятным последствиям.


Если честно, то я вообще не очень люблю тренды в обучении. Потому что нужно просто знать про разные инструменты и методы, внимательно исследовать задачу обучения и целевую аудиторию и подбирать то, что подойдет именно в заданной ситуации с учетом условий. Лучше будет работать распечатанная рабочая тетрадь и мы себе это можем позволить? Надо делать. Не можем позволить — ищем ближайший альтернативный вариант. Если метод будет работать и мы можем его использовать, то какая разница, в тренде он или нет, новый или старый.

Главное, что у нас у самих, у ответственных за обучение, есть навык принимать свои ошибки, навык искать места, где мы чего-то не знаем или не правы, и исследовать дальше. Иногда от незнания получаются очень интересные варианты.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также