Редакция Тихомировой

Как использовать готовые курсы?

Елена Тихомирова • 09.03.2021
Когда готовые решения вам не подойдут?
2020-й год внес свои коррективы в то, какие продукты для корпоративного обучения мы применяем, как используем доступный нам бюджет и с какой скоростью внедряем. До 2020-го года многие компании принимали решение о разработке курса — с подрядчиком или внутри компании. В этом случае есть одно весомое ограничение — это скорость разработки. Куда проще внедрить готовое решение, купить готовый курс. Он уже есть, нам нужно только выбрать. В английском языке такое решение называется: off-the-shelf, что в переводе значит "взять с полки".

В 20-м году активно шли разговоры о различных готовых решениях - и о платформах, и о марафонах, и о курсах, и об отдельных компонентах курсов. И это очень правильно и во многих случаях очень привлекательно и действительно целесообразно. Но, накопив определенный опыт, мы в компании eLearning center сделали некоторые выводы о том, когда не стоит пользоваться готовым решением, когда оно вам не подойдет.

  1. В первую очередь готовое решение не подойдет, если придется менять больше 30% материала, заложенного в курс или любой другой продукт. В чем проблема с изменениями? Электронный курс создается с определенной идеей. Над ней работала целая команда: сценарист, методист, разработчик. Кроме того, в каждом курсе есть определенная логика подачи. Как правило, если нужно менять больше 30%, это почти гарантированное изменение логики. А среди разработчиков курсов есть достаточно устойчивое мнение, что поправить курс настолько сложно, что проще сделать новый. — Оочень много и технических моментов, и методических моментов. По сути, если вы будете менять больше 30%, с большой вероятностью продукт в итоге получится некачественным и будет напоминать лоскутное одеяло.
Поэтому обязательно при выборе курса смотрите, что у него внутри, смотрите детально: не только описание, но и его наполнение. Если вы видите, что вам не подходит больше 25-30%, то, скорее всего, это не ваше решение.

2. Готовое решение не подойдет, если у вас очень специфические бизнес-процессы. Во многих компаниях есть типовые процессы, а есть то, что делает эту компанию уникальной. Если вы понимаете, что курс никак не вяжется с вашей корпоративной культурой, с различными внутренними политиками, в этой ситуации курс лучше не покупать, а все-таки попробовать сделать самостоятельно.

3. Еще одна причина отказаться от покупки готового курса - это малая целевая аудитория. Скажем, вам нужно обучить всего 25-40 человек. В такой ситуации чаще всего затраты на покупку курса, на выбор, внедрение, на все, что с этим связано, будут достаточно существенны, и это экономически нецелесообразно. Так же в такой ситуации не целесообразно разрабатывать курс. Наиболее оптимальным будет решение отправить людей пройти обучение на каком-то внешнем сервисе, это может быть Udemy, SkillBox, Нетология, любой поставщик. Можно купить доступ на одного человека, попробовать.Конечно, здесь возникает вопрос,как сохранять статистику и как учитывать такое обучение в системе дистанционного обучения. Для этого тоже есть решение. Можно сделать тест внутри вашей системы, включить туда те вопросы, которые будут проверять необходимые знания. Человек проходит курс, например, на Udemy, и после этого сдает тест. Да, вы не видите, как прошло обучение, но при этом имеете подтверждение знаний.

4. Если вы понимаете, что курс, который вы подбираете, не совпадает в каких-то серьезных моментах с видением и подходом ваших внутренних экспертов, здесь тоже от покупки готового курса имеет смысл отказаться. Покупка готового решения должна быть обязательно согласована с внутренними носителями знаний. Когда эксперт понимает, что приобрели какой-то контент, который не совпадает с его идеологией, он естественно будет против, и это может быть некий внутренний конфликт — мы так не учим, мы про это не говорим. Если с экспертами согласованности нет, то, может быть, не стоит и разрабатывать курс. Лучше дать обучение в виде каких-то документов и вебинаров, которые проще будет согласовать с теми людьми, которые в этой теме у вас внутри компании имеют влияние.

Как бы ни казалось привлекательным приобретение готового продукта, обязательно проверьте по этим пунктам, насколько решение вам подходит.
Иначе вы загрузите курс, который люди пройдут и потом поймут, что это вовсе не то, что им нужно.
Как встроить готовое решение в систему обучения вашей компании?
Готовые решения, готовые курсы или траектории обучения, программы обучения, конечно, очень привлекательны и с точки зрения бюджета, и с точки зрения скорости запуска обучения.

Но ни один готовый курс не будет полностью подходить под задачи вашей компании. Ваша компания уникальна, и поэтому любое решение будет хоть чуть-чуть, но отличаться от того, что нужно именно вам, именно для ваших задач. Стоит ли в такой ситуации делать выбор в сторону самостоятельной разработки курса или создании его с помощью провайдера? Нет, но нужно сделать несколько шагов по интеграции продукта в систему вашей компании:

1. Внимательно изучить содержание и составить таблицу несоответствий. Понять, в чем именно продукт или курс вам не подходит. В том случае, если объем несоответствий составляет 25-35% курса и больше, то, скорее всего, нужно искать либо другое решение, либо думать о разработке.

2. Когда несоответствий немного их можно исправить. Например, внутри кейса есть пример, больше похожий на розницу, а вам нужен кейс для банковской сферы. Кейс по смыслу можно оставить, но слова, описывающие контекст, нужно заменить. В таких случаях следующим действием будет доработка курса на стороне поставщика. Предложите поставщику для вас в заданном объеме произвести правки. Это должно быть нормальной частью услуг провайдера готового решения, либо включенных в стоимость, либо предоставляемых за какие-то небольшие дополнительные деньги. Первую "подгонку" вы делаете по тому содержанию, которое можно безболезненно и без нарушения логики менять. Главное — помните: из того курса, который вы выбрали, вы другой уже не сделаете. Он все равно будет таким, как его ранее создал провайдер. Менять можно только то, что не нарушает общую конструкцию курса, его методическую подачу, его технику.

3. Сделать "обвязку" для курса. Итак, у вас на руках есть таблица несоответствий. Какие-то вещи вы поправили на стороне провайдера и получили почти попадающее в ваши задачи решение. Что делается дальше? Курс не существует сам по себе. К нему необходимо сделать небольшую "обвязку", например, напишите стартовое письмо. В этом письме расскажите, что это за курс, о чем он, определите фокус обучения, покажите, на что именно нужно обратить внимание. Если в курсе есть что-то, что не подойдет сотрудникам, то совершенно нормально и по всем академическим параметрам допустимо в таком письме указать, какую информацию из курса мы не применяем. Это нормально. Обучаем мы взрослых людей, и с таким небольшим сопровождающим документом они вполне справятся. В конце, после изучения курса, напишите еще раз. Напомните, чем мы пользуемся, чем не пользуемся, снова обратите внимание, что для вашей компании важно, приложите дополнительные материалы, которые, например, покажут, как тема отражена в стандартах, политиках, инструкциях именно вашей компании.

4. Если тема для вас особенно важная, действительно значимая для вашей компании, то в дополнение к курсу можно организовать экспертный вебинар или даже несколько.
Пусть внутренний эксперт расскажет, что происходит у вас в компании. В этом случае роль курса будет — передать теории, подходы, принципы, механизмы. Попробуйте, например, следующую комбинацию: люди сначала проходят электронный курс, получают базовую информацию, и потом приходит тренер, эксперт, который на основе полученной информации рассказывает уже о применении этого в вашей компании. Дальше к этому курсу могут быть приложены учебные и проверочные кейсы и тесты, которые сделаны уже внутри вашей компании и отрабатывают непосредственно применение. Курс будет носителем базовой теоретической информации, он снимет с вас задачу разработки стандартных слайдов, схем. Но потом слушатель будет проходить кейсы и делать задания уже на практике вашей компании

Если правильно подойти, то за счет готовых решений, курсов, роликов можно конструировать программы обучения. С одной стороны вы используете все преимущества готовых продуктов, с другой - обучение становится процессом, а не событием, что важно для эффективности.
Почему готовое решение пугает и почему это нормально?
Во многих областях нашей жизни мы очень активно пользуемся готовыми решениями. На самом деле в большинстве случаев мы только ими и пользуемся. Автомобиль покупаем — готовый, с небольшими какими-то корректировками под себя, одежду покупаем, которую уже сшили и которая висит на полках в магазине. Продукты покупаем очень часто готовые, необязательно полуфабрикаты. Творог, например, сами мы не всегда делаем, чаще не делаем. При этом некоторые готовые решения нас пугают. В корпоративном обучении — в любом, электронном или очном, готовые решения пугают почти всегда, и это нормально, потому что на нас очень большая ответственность. Мы отвечаем не только за тех, кого мы обучили, но мы отвечаем за то, что произойдет после этого обучения, за то, как люди будут действовать.

Обучение внутри компании — это очень функциональная задача, и компания ожидает вполне понятный результат. Сотрудники должны начать действовать определенным образом. И если мы неправильно обучаем, то при хорошем раскладе они просто не начнут делать то, нужно, а при не очень хорошем раскладе начнут делать не то, и получится в итоге еще хуже, чем до обучения. Совершенно логично, что готовые решения могут выглядеть не очень привлекательными. Именно поэтому любая компания, которая приглашает к себе, например, внешнего тренера для проведения обучения, старается очень тщательно посмотреть программу, познакомиться с тренером, даже демо-тренинг провести и обязательно выполнить подстройку под себя.

Когда речь идет о готовых электронных решениях, тут все даже сложнее, потому что зачастую их если и можно изменить, то не очень сильно. А иногда бывают ситуации, в которых нет альтернативы готовому решению. Разработать курс самостоятельно — нет внутренней экспертизы, а внешняя очень дорогая. Или обучить надо быстро, а любое создание с нуля потребует от месяца и более. Иногда по цене разработки одного курса можно купить десяток готовых.

Но тем не менее страшно. Страх оправдан. Ни в коем случае не нужно в такой ситуации думать, что с нами что-то не то. И не стоит думать, что раз мы боимся, то не надо делать. Надо, только стоит себя подстраховать.


Что имеет смысл сделать для подстраховки?

1. Не покупать кота в мешке. Любое готовое решение, курс ли это, система, марафон, какая-то программа обучения — все, что угодно, рассмотрите во всех подробностях, желательно в том виде, в котором будут использовать ваши сотрудники. Если это какая-то система, значит должны быть демоверсии с полным функционалом. Не должно быть ситуации, в которой поставщик вам скажет: "Сейчас вы видите 10%, а когда купите, тогда увидите все остальное". В таком случае лучше на готовое решение не идти. То же самое можно сказать про любой курс. Посмотрите его детально. Если вы его покупаете для использования внутри системы дистанционного обучения, значит, вам должны предоставить полную демоверсию, и желательно не на одного человека — чтобы могли посмотреть и вы, и руководитель, и эксперт, и, может быть, даже один из тех людей, которые будут проходить обучение. Если вы собираетесь не покупать, а арендовать решение, например, оплачивать сотрудникам доступ к большому порталу, то возможности организовать тестовый просмотр может не быть. Тогда намного более экономически эффективно купить доступ на одного человека, самый простой, самый недорогой, но к полному контенту, и его внимательно изучить. "Кот в мешке" может привести к тому, что вы не сможете использовать потом купленный продукт. С готовым решением, нужно действительно познакомиться и понять точно, что вы покупаете. Исходя из того, что вы увидите, вы поймете — если решение вам подходит, вы сможете его использовать, если частично подходит, тогда вы будете думать о том, как его сопровождать, ну или примете решение, что это не ваш продукт.

2. Следующий способ подстраховки при покупке готового решения — это фокус-группа.
Вы приобретаете ограниченную лицензию на курс или на систему или на любой другой продукт, запускаете на небольшую часть вашей целевой аудитории и смотрите, как оно отработает, подходит вам или нет. Лучше, чтобы решение посмотрели те, кто будет им пользоваться. Пусть будет 10-15 человек. Да, вы что-то заплатите, но это лучше, чем купить то, что потом люди не будут применять.

3. Не принимайте решение в одиночку.
Попробуйте создать некую рабочую группу, не фокус-группу, а именно рабочую группу, где будут разные люди, которые помогут вам составить какое-то общее мнение. Здесь важно, чтобы вы это делали не только на уровне эмоций, не только на уровне "нравится– не нравится". Общее впечатление очень важно, но лучше всего собрать некую формальную обратную связь, чтобы проверить решение по определенным параметрам, на которые вы сможете ориентироваться. Нужен инструмент для принятия решения. Для задачи выбора какого-то готового продукта лучший способ — это решение формализовать. Не покупать без проверки конкретных параметров, которые вам нужны. Эксперты говорят: не ходите в магазин без списка, список помогает не принимать импульсивных решений, помогает сфокусироваться. Ровно то же самое должно происходить и при приобретении готового продукта.

Первичное впечатление "Нравится!" может возникнуть, потому что красивая графика, потому что хорошо написаны тексты, курс легко воспринимается, легко читается. Но это не значит, что курс практичный и что он применимый. Это могут быть совершенно не связанные друг с другом вещи. Курс может прекрасно выглядеть, производить отличное впечатление, но при этом иметь массу недочетов и абсолютно не соответствовать вашей культуре и внутренним процессам компании. Очень важно, чтобы, с одной стороны, у вас была группа, вместе с которой вы выбираете этот курс, а с другой стороны, чтобы эта группа давала обратную связь по параметрам с конкретными значениями.

Нужно учитывать не только общее впечатление, но и обязательно полезность, применимость именно в вашей компании, соответствие вашим бизнес-процессам. Решение о приобретении курса должно быть осознанным, взвешенным.


Страх приобретения готового продукта для корпоративного обучения очень правильный. Он нас защищает от того, что мы проведем бесполезное обучение. Те готовые решения, которые есть на рынке и которые вам подходят, нужно использовать и получать преимущества. Те решения, которые вам не подходят, нужно со спокойной душой отпускать и создавать то, что конкретно вам в вашей компании нужно.
    Понравилась статья?
    Поделитесь ею с другими!
    Смотрите также