Во многих областях нашей жизни мы очень активно пользуемся готовыми решениями. На самом деле в большинстве случаев мы только ими и пользуемся. Автомобиль покупаем — готовый, с небольшими какими-то корректировками под себя, одежду покупаем, которую уже сшили и которая висит на полках в магазине. Продукты покупаем очень часто готовые, необязательно полуфабрикаты. Творог, например, сами мы не всегда делаем, чаще не делаем. При этом некоторые готовые решения нас пугают. В корпоративном обучении — в любом, электронном или очном, готовые решения пугают почти всегда, и это нормально, потому что на нас очень большая ответственность. Мы отвечаем не только за тех, кого мы обучили, но мы отвечаем за то, что произойдет после этого обучения, за то, как люди будут действовать.
Обучение внутри компании — это очень функциональная задача, и компания ожидает вполне понятный результат. Сотрудники должны начать действовать определенным образом. И если мы неправильно обучаем, то при хорошем раскладе они просто не начнут делать то, нужно, а при не очень хорошем раскладе начнут делать не то, и получится в итоге еще хуже, чем до обучения. Совершенно логично, что готовые решения могут выглядеть не очень привлекательными. Именно поэтому любая компания, которая приглашает к себе, например, внешнего тренера для проведения обучения, старается очень тщательно посмотреть программу, познакомиться с тренером, даже демо-тренинг провести и обязательно выполнить подстройку под себя.
Когда речь идет о готовых электронных решениях, тут все даже сложнее, потому что зачастую их если и можно изменить, то не очень сильно. А иногда бывают ситуации, в которых нет альтернативы готовому решению. Разработать курс самостоятельно — нет внутренней экспертизы, а внешняя очень дорогая. Или обучить надо быстро, а любое создание с нуля потребует от месяца и более. Иногда по цене разработки одного курса можно купить десяток готовых.
Но тем не менее страшно. Страх оправдан. Ни в коем случае не нужно в такой ситуации думать, что с нами что-то не то. И не стоит думать, что раз мы боимся, то не надо делать. Надо, только стоит себя подстраховать.
Что имеет смысл сделать для подстраховки? 1. Не покупать кота в мешке. Любое готовое решение, курс ли это, система, марафон, какая-то программа обучения — все, что угодно, рассмотрите во всех подробностях, желательно в том виде, в котором будут использовать ваши сотрудники. Если это какая-то система, значит должны быть демоверсии с полным функционалом. Не должно быть ситуации, в которой поставщик вам скажет: "Сейчас вы видите 10%, а когда купите, тогда увидите все остальное". В таком случае лучше на готовое решение не идти. То же самое можно сказать про любой курс. Посмотрите его детально. Если вы его покупаете для использования внутри системы дистанционного обучения, значит, вам должны предоставить полную демоверсию, и желательно не на одного человека — чтобы могли посмотреть и вы, и руководитель, и эксперт, и, может быть, даже один из тех людей, которые будут проходить обучение. Если вы собираетесь не покупать, а арендовать решение, например, оплачивать сотрудникам доступ к большому порталу, то возможности организовать тестовый просмотр может не быть. Тогда намного более экономически эффективно купить доступ на одного человека, самый простой, самый недорогой, но к полному контенту, и его внимательно изучить. "Кот в мешке" может привести к тому, что вы не сможете использовать потом купленный продукт. С готовым решением, нужно действительно познакомиться и понять точно, что вы покупаете. Исходя из того, что вы увидите, вы поймете — если решение вам подходит, вы сможете его использовать, если частично подходит, тогда вы будете думать о том, как его сопровождать, ну или примете решение, что это не ваш продукт.
2. Следующий способ подстраховки при покупке готового решения — это фокус-группа. Вы приобретаете ограниченную лицензию на курс или на систему или на любой другой продукт, запускаете на небольшую часть вашей целевой аудитории и смотрите, как оно отработает, подходит вам или нет. Лучше, чтобы решение посмотрели те, кто будет им пользоваться. Пусть будет 10-15 человек. Да, вы что-то заплатите, но это лучше, чем купить то, что потом люди не будут применять.
3. Не принимайте решение в одиночку. Попробуйте создать некую рабочую группу, не фокус-группу, а именно рабочую группу, где будут разные люди, которые помогут вам составить какое-то общее мнение. Здесь важно, чтобы вы это делали не только на уровне эмоций, не только на уровне "нравится– не нравится". Общее впечатление очень важно, но лучше всего собрать некую формальную обратную связь, чтобы проверить решение по определенным параметрам, на которые вы сможете ориентироваться. Нужен инструмент для принятия решения. Для задачи выбора какого-то готового продукта лучший способ — это решение формализовать. Не покупать без проверки конкретных параметров, которые вам нужны. Эксперты говорят: не ходите в магазин без списка, список помогает не принимать импульсивных решений, помогает сфокусироваться. Ровно то же самое должно происходить и при приобретении готового продукта.
Первичное впечатление "Нравится!" может возникнуть, потому что красивая графика, потому что хорошо написаны тексты, курс легко воспринимается, легко читается. Но это не значит, что курс практичный и что он применимый. Это могут быть совершенно не связанные друг с другом вещи. Курс может прекрасно выглядеть, производить отличное впечатление, но при этом иметь массу недочетов и абсолютно не соответствовать вашей культуре и внутренним процессам компании. Очень важно, чтобы, с одной стороны, у вас была группа, вместе с которой вы выбираете этот курс, а с другой стороны, чтобы эта группа давала обратную связь по параметрам с конкретными значениями.
Нужно учитывать не только общее впечатление, но и обязательно полезность, применимость именно в вашей компании, соответствие вашим бизнес-процессам. Решение о приобретении курса должно быть осознанным, взвешенным.
Страх приобретения готового продукта для корпоративного обучения очень правильный. Он нас защищает от того, что мы проведем бесполезное обучение. Те готовые решения, которые есть на рынке и которые вам подходят, нужно использовать и получать преимущества. Те решения, которые вам не подходят, нужно со спокойной душой отпускать и создавать то, что конкретно вам в вашей компании нужно.