Список таких примеров можно продолжать бесконечно. И можно говорить про когнитивные искажения и про иррациональность людей, что, конечно, правда. Не умеем мы зачастую принимать правильные решения. Но есть и еще один фактор - знание не является обязательным условием для успеха.
Знаний не достаточно. Нужны убеждения. В какой-то момент человек должен перейти из состояния "Я знаю" в состояние "Я убежден". Именно поэтому активный образ жизни чаще всего ведут те люди, кто убежден, что это правильно и важно. Или верит, что это делает их жизнь лучше. Кто-то пробует и видит результат. Кто-то просто верит. С питанием также.
Убеждение - это фильтр для принятия решений. Убеждение намного шире и глубже знания, оно пропитывает человека и определяет его поведение. Можно знать и не верить. Тогда принять правильное решение в моменте намного сложнее. Нужно не только вспомнить, что именно ты знаешь, но уговорить себя действовать иначе. Наличие же убеждения дает возможность не тратить время на уговоры самого себя и просто делать.
В корпоративном обучении (да и почти в любом обучении) мы выпускаем человека со знанием, которое может быть очень далеко от убеждений. И потом люди, которые прошли курсы по информационной безопасности и охране труда, продолжают совершать ошибки и делать совершенно очевидно неправильные вещи. Только в момент, когда знания становятся убеждениями, мы начинаем действовать иначе. Для этого перехода простого обучения недостаточно.
А что нужно? Нужны аргументы и механизмы, которые будут работать не с запоминанием, а с изменением картины мира. Задания, которые позволяют задуматься и увидеть не факты, а смысл. Обучение должно быть длительным и глубоким, таким, чтобы у человека было время задуматься, поспорить и все-таки убедиться в правильности предлагаемых действий. Убедиться, а не запомнить.
Человек, который поверил и убедился, может и не запомнить все правила и последовательность действий. Но убеждения станут фильтром и в нужный момент подскажут не только направление действий, но и то, что информации не хватает и ее нужно искать. Тот, кто верит в необходимость движения, ищет возможности для этого движения всегда, даже если не может пойти в спортзал.
За пределами формального обучения нужно сопровождение использования. Подсказки, напоминания, первые шаги и возможность задать вопросы. Потому что на переход от знания к убеждениям нужно время, и в это время важно не оставить слушателя одного. Новая информация еще очень нежная, она еще не стала частью жизнь, не прижилась, не попала в практику, а потому в любой момент может потеряться, перестать работать. В этот момент нужна поддержка.
Обучение, которое выходит за рамки передачи знаний, становится другим, куда более эффективным инструментом, который дает слушателям новые возможности. И новые убеждения.