Про путь от знаний к убеждениям и о том, почему онлайн обучение иногда трудно дается

Елена Тихомирова • 21.06.2021
Learning Monday
Перевод обучения из очного формата в электронный — путь не простой
За прошедшие 2 недели поняла всех тех преподавателей, тренеров и экспертов, которые упорно против перевода обучения из очного в электронное. Проводила тренинг по педагогическому дизайну онлайн. Не видеть реакции людей очень трудно. Много отдаешь, и даже от очень благодарной и восприимчивой группы получаешь мало. В аудитории достаточно одного небольшого вопроса и пары кивков и взглядов в ответ, чтобы понять, воспринимают тебя или нет. Плюсик в чате и даже опрос - это совсем другое. А еще - трудоемко. Проверка заданий в классе, когда на пару минут останавливаешься около стола группы - это быстро и просто. Проверить 30 отдельных файлов и дать качественные комментарии - это часы работы. Совершенно очевидно, почему не все готовы и хотят это делать.

А вот для участников точно есть определенные плюсы. В групповой работе в аудитории можно схалтурить и просто посидеть, пока активисты пишут и рисуют. И вроде как участвовал, но и не делал ничего. В онлайн-формате задания приходится делать самому. Конечно, не все делают, но это уже другая история, в которой участник понимает, что отсутствие задания заметят. Не все к этому готовы, что хорошо.

Какой вывод? Перевод из очного в электронный - путь не простой. Нужно быть внимательными к тем, кто начинает работать в новом формате, и стараться понять, что далеко не всегда за нежеланием стоит лень или саботаж идеи. Часто - вполне понятные опасения и сложности, которые трудно преодолеть. И знаний, как и что делать - недостаточно.

Да и в целом - знаний чаще всего не хватает, чтобы что-то поменялось. Вот, к примеру, все знают о пользе физических нагрузок. Гулять полезно, спортом заниматься нужно, не сидеть часами на одном месте. Даже в некоторых умных часах есть функция, которая якобы заставляет встать и пошевелиться. Только вот почему-то многие ее отключают или просто перестают замечать. Почему так? Разве кто-то думает, что движение - это вред? Или с питанием. Про все вредные продукты большинство людей знает. А с полок магазинов они не пропадают, только больше становится. Значит кто-то покупает. Разве не знают, что это все очень вредно?

Знание не является обязательным условием для успеха
    Список таких примеров можно продолжать бесконечно. И можно говорить про когнитивные искажения и про иррациональность людей, что, конечно, правда. Не умеем мы зачастую принимать правильные решения. Но есть и еще один фактор - знание не является обязательным условием для успеха.

    Знаний не достаточно. Нужны убеждения. В какой-то момент человек должен перейти из состояния "Я знаю" в состояние "Я убежден". Именно поэтому активный образ жизни чаще всего ведут те люди, кто убежден, что это правильно и важно. Или верит, что это делает их жизнь лучше. Кто-то пробует и видит результат. Кто-то просто верит. С питанием также.

    Убеждение - это фильтр для принятия решений. Убеждение намного шире и глубже знания, оно пропитывает человека и определяет его поведение. Можно знать и не верить. Тогда принять правильное решение в моменте намного сложнее. Нужно не только вспомнить, что именно ты знаешь, но уговорить себя действовать иначе. Наличие же убеждения дает возможность не тратить время на уговоры самого себя и просто делать.

    В корпоративном обучении (да и почти в любом обучении) мы выпускаем человека со знанием, которое может быть очень далеко от убеждений. И потом люди, которые прошли курсы по информационной безопасности и охране труда, продолжают совершать ошибки и делать совершенно очевидно неправильные вещи. Только в момент, когда знания становятся убеждениями, мы начинаем действовать иначе. Для этого перехода простого обучения недостаточно.

    А что нужно? Нужны аргументы и механизмы, которые будут работать не с запоминанием, а с изменением картины мира. Задания, которые позволяют задуматься и увидеть не факты, а смысл. Обучение должно быть длительным и глубоким, таким, чтобы у человека было время задуматься, поспорить и все-таки убедиться в правильности предлагаемых действий. Убедиться, а не запомнить.

    Человек, который поверил и убедился, может и не запомнить все правила и последовательность действий. Но убеждения станут фильтром и в нужный момент подскажут не только направление действий, но и то, что информации не хватает и ее нужно искать. Тот, кто верит в необходимость движения, ищет возможности для этого движения всегда, даже если не может пойти в спортзал.

    За пределами формального обучения нужно сопровождение использования. Подсказки, напоминания, первые шаги и возможность задать вопросы. Потому что на переход от знания к убеждениям нужно время, и в это время важно не оставить слушателя одного. Новая информация еще очень нежная, она еще не стала частью жизнь, не прижилась, не попала в практику, а потому в любой момент может потеряться, перестать работать. В этот момент нужна поддержка.

    Обучение, которое выходит за рамки передачи знаний, становится другим, куда более эффективным инструментом, который дает слушателям новые возможности. И новые убеждения.


    Понравилась статья?
    Поделитесь ею с другими!
    Смотрите также