Про качество и хорошее обучение

Елена Тихомирова • 20.01.2023
Learning Monday

Последнее время все чаще ищу ответ на вопрос: “Что есть хорошее обучение?” Даже скорее не “хорошее”, а “качественное”, потому что у слова “хорошее” сложности с определением критериев. Вот какое оно, качественное обучение? Есть ли у него набор критериев, параметров и условий, которые если соблюдать, то точно получится то, что нужно?


Давным-давно в университете я писала выпускную работу на тему обеспечения качества онлайн-обучения. Это было так давно, что в тексте еще приходилось давать определение онлайн-обучению. А сама идея его качества была больше попыткой обосновать, что такой формат вообще имеет право на жизнь и на него стоит обращать внимание. На первой странице той моей работы была цитата: “Качество — это скользкая концепция”. Автора забыла и найти так и не смогла. Помню только, что фразу вычитала в небольшой книжке с бордовой обложкой про качество образования, которую брала в библиотеке. (Вот как память устроена? Обложку уже 20 лет как помню, а автора даже близко вспомнить не могу).


И наверное, эта цитата — самое точное описание качества обучения. Оно очень ускользающее, с большим количеством условий, с большим количеством переменных. И то, что может быть качественно и хорошо для одной задачи, может совершенно не подходить для других задач. Даже может вредить и работать против. Потому, наверно, ни у кого не получилось еще составить такой набор критериев, который будет работать всегда и везде.


Но это не значит, что мы можем себя освободить от задачи создания качественного обучения. Напротив, это должно быть постоянным нашим размышлением и заботой.


Едва ли не единственным общим параметром качества обучения является достижение слушателями целей обучения:


- Обучение сотрудников охране труда будет качественным тогда, когда количество нарушений станет меньше, сотрудники будут реже попадать в неприятные и опасные ситуации;


- Обучение дошкольников чтению будет качественным, когда дети по окончании программы начнут читать хотя бы немного;


- Обучение по управлению временем будет качественным, когда слушатели начнут планировать свое время, расставлять хотя бы ключевые приоритеты и станут понимать, что временем своим и правда можно управлять.


Неважно, чему мы учим, важно, что у любого обучения есть цель, некоторое изменение, которое должно произойти после изучения материалов. И если это изменение происходит у значительной части целевой аудитории, то обучение уже точно можно считать качественным. Почему у значительной? Потому что если мы обучаем 100 человек, а изменение произошло только у 2-5 человек, то, скорее всего, обучение тут сыграло не самую значимую роль. Просто у людей этих уже был внутренних вопрос и процесс поиска ответа, и тут просто сложились звезды. Нам нужно из 100 хотя бы 50, лучше больше.


Дальше возникает вопрос: есть ли какой-то общий набор инструментов, с помощью которых можно обеспечить достижение целей? Да, есть:


- Тщательный анализ целевой аудитории, изучение задачи обучения;

- Понимание текущего состояния и определение точки, в которую после обучения нужно попасть;

- Анализ доступных инструментов и подбор оптимальных форматов доставки;

- Проектирование и разработка в соответствии со всем, что открылось выше.


Но есть одно “но”. Все это можно сделать качественно и тем самым сделать качественное обучение, если практиковать в процессе эмпатию, сопереживание и умение ставить на первое место потребности слушателей, а не свои предположения о том, что будет нужно и что правильно изучать.

Тут можно вспомнить про проклятие экспертов, которые не помнят о том, что значит быть новичком. Они вместо того, чтобы обучать с текущей позиции слушателя, имеют тенденцию обучать со своей позиции. Руководители тоже попадают в такую ловушку, примеряя все на себя (я же вот учился сам по ночам, пусть и они тоже учатся).

Мы часто не учитываем реальные условия, не смотрим правде в глаза. Исходим из своих собственных предположений о том, что важно, а что нет. А для обучения это может быть очень болезненно.


И вот, отвечая на свой же вопрос о том, что такое хорошее и качественное обучение, я пришла к очень простому выводу. Хорошее обучение — то, которое отвечает потребностям и задачам слушателя. То, которое видит слушателя и слышит его.


Любое проектирование и аналитика могут завести нас в совершенно неверном направлении, если они будут опираться на наши представления, а не на представления тех, кто учится. Мы можем снять хорошее и качественное видео вместо текста, который на самом деле хотели слушатели. Можем сделать наоборот. Мы можем дать слишком много там, где нужно совсем чуть-чуть. Мы можем посчитать, что все и так все знают и не дать важного. Если мы не слышим слушателя.

И мы можем сделать обучение совсем не таким, как нам хотелось бы его видеть, но с точным попаданием в потребности и желания аудитории. И оно будет качественным. Потому что наша задача — соединить задачу обучения и слушателей, перевести все с одного языка на другой.


Хорошее обучение — то, которое слышит и видит слушателя. И если сегодня мы начнем новый проект с этой установкой, мы можем получить отличные результаты.



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также