О незнании и о том, почему люди бросают онлайн-обучение
Недавно проводила вебинар про то, почему люди бросают онлайн-обучение. Да и вообще — почему люди бросают любое обучение. Одновременно с этим общалась с теми, кто откликнулся на мое предложение помочь. И вот что интересно — мне кажется, что я для себя вывела главную причину отказа от обучения.
Люди не готовы признаваться в том, что они чего-то не знают. Вот просто так взять и сказать: "Я не знаю как это делать! Я ничего не понимаю!" Кажется, что за этими словами кроется какой-то невероятный страх показать что-то такое про себя, что никому и никогда показывать нельзя. Вроде как нельзя не знать. Вроде как, говоря такое, мы себя выставляем в таком ужасном свете, что с нами все будут разрывать любые отношения.
Вдруг вспомнилась одна история из детства. Я перешла в 8-ой класс. Летом меня родители отправили в Англию, учить английский. Я училась в школе с сильным английским, но перешла туда только в 7-ой класс. И к окончанию 7ого успехи у меня были так себе, я просто не успевала нагнать то, что мои одноклассники учили с первого класса. Я-то немецкий до этого учила. В общем не все у меня было хорошо.
Проведя месяц с небольшим в английской семейной школе, я резко исправила ситуацию. Стала читать в оригинале, сильно пополнила словарный запас (в основном из-за неимения альтернативы говорить на родном языке и из-за потребности решать все учебные и бытовые вопросы только на иностранном) и еще — достаточно ускорила темп речи. В общем — я начала говорить, бегло и многословно.
И вот на первой неделе сентября меня вызывают к доске на уроке английского с ответом на вопрос о том, как же я провела лето. Я вышла и начала говорить. Вот ровно так, как еще месяц назад говорила в славной деревне под Брайтоном. И так у меня все было хорошо и славно. Но видимо в моем обновленном запасе попались слова, которых не знала учительница. Ну ладно, не слова, а слово, одно слово. Не помню какое. Так вот в процессе моей речи учительница начитает под столом листать словарь, сильно скрывая это от группы. После чего она вышла и молча, с очень напряженным выражением лица, выписала это слово на доске с переводом.
Я эту историю всегда вспоминала только в контексте, что мои тройки эта учительница продолжила мне потом ставить с удвоенной силой, потому что ей не очень нравился мой прогресс. А недавно поняла, что самое интересное тут в том, что она так и не сказала, что это слово она тоже не знала.
А ведь не знать — это нормально.
Но самое главное в другом — именно с утверждения “я не знаю” начинается обучение. Ни у кого и никогда не будет мотивации к обучению, пока человек сам себе не скажет, что он чего-то не знает и хочет узнать.
До тех пор пока мы свое незнание скрываем за самыми разными ширмами, пока мы прячемся за тем, что говорим, что на самом деле знали все то, что услышали, мы не готовы учиться.
Честность незнания делает нас открытыми. Она дает нам новые возможности, потому что от незнания можно перейти к знанию. А вот когда мы всем, и себе в том числе, говорим, что мы все и так знаем, это и так понятно, да и вообще тут ничего нового нет — мы учиться не готовы. Потому что нам вроде как и двигаться не нужно.
Именно поэтому многие бросают и даже не начинают обучение. Потому что какой смысл обучения, если ты убедил себя в том, что тебе и так все понятно. Какой смысл искать что-то важное, если тебе кажется, что ты все знаешь.
Главное условие обучение — признание в том, что мы чего-то не знаем. Это признание открывает перед нами невероятные возможности.