Про обучение на собственном опыте и том, как важно оказаться на противоположном месте

Елена Тихомирова • 18.02.2022
Learning Monday

Этим летом со мной случилось одно событие. Я пошла учиться плавать. Тут стоит отметить, что плавать я люблю и поплыла лет в 5 или в 6, но вот правильно это делать никогда не умела. Лет 10 хожу в спортзал и плаваю по 2-3 раза в неделю. И каждый раз я смотрела на тренеров, на их подопечных и думала: "Я тоже хочу, и учиться, и плавать быстро и технично". Но что-то мне все время мешало.

Или времени не было, или был хаотичный график. То поездки, то дела. И все так всегда обоснованно было. Пока до меня не дошло, что я просто боюсь подойти и признаться, что я хочу учиться плавать = не умею этого делать. Потому как начав, придется показать свои навыки и получить вполне очевидную обратную связь, об ошибках и несовершенствах. Кому такое нравится?

В июле я увидела знакомого тренера, выскочила из воды и на одном дыхании сказала все, от желания плавать до времени, в которое могу заниматься. Так и не поняла, что случилось, но через 2 дня обнаружила себя на дорожке, в трепетном ожидании критики. И она, критика, не заставила себя ждать. И дело точно могло не пойти дальше, если бы я не любила плавать настолько сильно, что после первого урока испытала прилив эйфории посильнее первой подростковой влюбленности. Плаваю с тренером уже 2 месяца.

И первое, что хочу заявить - учиться сложно. Еще сложнее - переучиваться. Сам процесс требует такой концентрации, что больше устает голова, чем тело (которому местами тоже достается). Контролировать нужно каждое действие и каждое движение. И если говорить про плавание, то все это происходит в идеальных условиях - в бассейне нет отвлечений, телефона, коллег, рабочей почты и всего остального. И даже в этих идеальных условиях сбиваешься с завидной регулярностью.

В какой-то момент я начала думать, как сложно переучиваться, и даже попробовала составить в голове этот текст - и чуть не утонула. Потому что перестала думать о том, чему училась, и перестала следить за собой.

Любое обучение требует усилий и концентрации. Переобучение - требует еще большего. Потому что нужно не только запомнить, но и поймать себя в нужный момент, сделать новое действие взамен старого, проконтролировать, что делаешь именно так, как нужно. И каждый такой эпизод требует внимания и самоконтроля.

Когда мы учим сотрудников, мы постоянно должны помнить о том, что есть 2 задачи: научить и переучить. И еще развилка: научить и начать действовать. И сложнее везде второе: переучить и заставить действовать по-новому. Больше половины того, чему учим взрослых сотрудников, - это переучивание, а не новые знания. Это люди, которые уже умеют плавать, но делают это неправильно. Или они умеют плавать брассом, но не умеют плавать кролем. И они должны не только в теории понять, как поплыть, они должны это сделать и начать это делать правильно в какой-то момент.

Слушатели должны начать пробовать, ошибаться (много-много раз), снова пробовать и снова понимать, что не получается. Потому что реальное обучение и переобучение - это долго. Иногда - очень долго. Обучение для наших сотрудников - это не просто получение новых знаний и запоминание нового. Этого недостаточно: ни нам, ни им.

Только когда мы попадаем на место слушателя, когда сами проходим тот путь, который предлагаем пройти слушателям, мы понимаем, чем мы на самом деле должны помогать. И становится понятно: одного курса, вебинара, лекции - недостаточно. И нужны инструменты, которые будут рядом через неделю, две, три, месяц и больше после обучения. Нужно что-то, что поможет не сдаваться после ошибок, что позволит снова пробовать.

А еще становится понятно, что для обучения действительно нужны условия. Потому что нужно концентрироваться, нужно следить за собой, хотя бы в моменты первой тренировки. Наверное, и время после обучение должно быть каким-то другим, позволяющим запустить изученное в действие. Похоже, что тут с места в карьер не получится.


Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также