Повторять иногда скучно, но всегда — очень полезно

Елена Тихомирова • 25.03.2022
Learning Monday

У меня небольшой кризис тайм-менеджемента. Недавно писала про это статью, говорила о том, что важно планировать с большим горизонтом и смотреть на все предстоящие события. И, конечно, сама наступила на грабли. Начался курс по педагогическому дизайну. Вроде не так много на него нужно времени, всего 2 вебинара по 4 часа в неделю, а ведь это целый рабочий день. Если на что-то время ушло, значит на что-то его не хватило. В этот раз решительно не хватает на тексты в канале и вообще — на тексты. Это я так, немного жалуюсь.

А с другой стороны, из этой же истории хочется сделать вывод — даже когда знаешь, как действовать правильно, и даже когда почти постоянно так действуешь, случаются моменты, когда все идет не так. Потому люди, которых мы обучаем, даже те, кто полностью разделяют наши убеждения и полностью согласны со всем изученным, не смогут сразу и всегда действовать правильно. Очень много мелочей и больших событий случается в жизни, которые могут нас сбить с намеченного пути. Это важно учитывать.

Некоторое постоянство в действиях и принятии решений может быть достигнуто только повторениями. Нужно много раз попасть в одну и ту же ситуацию, действовать в ней, ошибаться или поступать верно, анализировать произошедшее, снова попадать в аналогичные условия и снова все повторять. Это опыт. И повторы. Чем больше повторений, тем устойчивее навык.

На длинных выходных читала долгожданную книгу актера Стенли Туччи "Вкус". Он написал исключительно интересную работу — мемуары и историю своей жизни, рассказанную через вкус еды и напитков. Он рассказывает о разных событиях, эмоциях и ситуациях и постоянно связывает это с едой, с процессом приготовления, с застольями и быстрыми перекусами. Это очень живая и яркая книга.

Одна из историй Туччи — про лазанью. Ее каким-то особенным образом готовила его мама. А потом его первая жена решила тоже научиться ее делать. Готовила к семейным праздникам. И всегда смотрела на маму Туччи, чтобы понять, как получилось блюдо. Однажды, спустя годы, мама попробовала и сказала "Больше мне тебя учить нечему". На приготовление правильного блюда ушли годы и часы тренировки. Хотя лазанья — далеко не самое сложное кулинарное произведение.

А все думала, почему у меня не получаются блины, как у моей мамы. Все вроде так, да все время чуть-чуть не то (или совсем не то, если положить руку на сердце). Я себя все время оправдывала, мол, я не люблю есть блины, не люблю их готовить, потому они и не получаются правильно. Вдруг до меня дошло: моя мама готовит блины почти каждую неделю. Может быть несколько реже сейчас, когда блины признали не самым правильным питанием. Но раньше — десятки раз в год. Я же берусь за это дело на Масленицу и еще пару раз в год. Иногда и того реже. У меня нет навыка.

Повторение, многократное, и часто не самое увлекательное, — единственный способ достичь нужно результата. Это та составляющая обучения, без которой ничего не может произойти. И та часть, которая внутри самого процесса формального обучения, представлена очень в скромном объеме.

Возьмем стандартный корпоративный электронный курс. Он длится минут 30-60, редко больше. Иногда это будет несколько модулей, чаще всего не больше 5. А потом мы отпускаем слушателей на свободу и ждем результатов. И не дожидаемся.

Потому что самое важное должно произойти после обучения (при условии, что его вообще было достаточно). Человек должен не только запомнить изученное, но и вспомнить его вовремя, отловить момент, когда нужно начать действовать, попробовать, ошибиться (что особенно вероятно в начале), потом снова пробовать. И так — много раз. И результатов можно ждать только тогда, когда все эти повторы случились. После обучения ничего не происходит, потому что ничего и не должно произойти.

В этом наше самое большое разочарование от обучения. И от собственной деятельности. Летом я попросила Кирилла Анастасина, автора чудесных маленьких комиксов Комикаки немного поучить меня рисовать на айпаде. Очень мне хочется все-таки начать рисовать иллюстрации к своим выступлениям и постам. Встретились в zoom, начали учиться. В какой-то момент Кирилл мне говорит: "Твоя проблема в том, что ты ждешь, что сразу получится. А нужно нарисовать десятки и сотни линий и форм, прежде чем одна получится хорошо". До меня вдруг дошло — я сама попалась в эту ловушку. Я сама от себя ждала быстрого результата, без длительных и монотонных повторений. Мне казалось, что вроде как есть какой-то рецепт, по которому все и сразу будет получатся.

Рецепта нет. Лазанья получается на сотый раз. Нужна 1000 блинов, чтобы вышло, как у мамы. А может и больше. Картинок придется нарисовать столько же, прежде чем результат будет таким, как хочется. Потому что обучение — это повторы. Мастерство — это тысячи часов, в которых есть и те, которые на одном дыхании, те, где себя действительно заставляешь из последних сил. Все это — процесс, в котором время и количество повторений играют самую главную роль.



Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также