Обучение и ответственность

Елена Тихомирова • 27.07.2023
Learning Monday

Профессиональные мысли последнее время крутятся вокруг ответственности в обучении. И о том, насколько она иногда не прозрачна и не подтверждается тем, на кого возложена.


Например, сотрудник, особенно молодой, может не знать, что именно от него требуется с точки зрения обучения при приеме на работу. Да и не молодой тоже. Да, в адаптационном курсе будет рассказ о том, что есть много возможностей для развития в компании, как это все прекрасно. Но какая ответственность в этом у сотрудника? Что от него требуется? Нет договора, нет принятия этой ответственности на себя.


И что потом? Потом организаторы обучения слушают всех тех, кто не обязан, не понимает зачем и вообще не подписывался. Да он правда не подписывался. Он, может, и не думал, что ему на это нужно будет время тратить (тут именно тратить, хотя я терпеть не могу это выражение в контексте полезно проведенного времени). Дальше у нас начинается сражение за мотивацию, уговоры и все остальные развлекательно-завлекательные действия, которые требуются, чтобы сотрудника все же в обучение отправить. Это и деньги, и силы.


А нужно было только и всего — описать и подтвердить ответственность. Может быть, прямо в трудовом договоре, отдельное дополнительное соглашение об обучении работника. Можно и без формальностей — просто письмо, в котором будет все, что нужно будет сделать, и просьба подтвердить согласие в обратном сообщении.

В ответственности важно, чтобы ее на себя взяли.


Или другой пример — родитель. В Южной Корее родители школьников имеют свою собственную роль в обучении своих детей. И она прописана и где-то даже утверждена законодательно. Это очень хорошо работает на ответственность и на прозрачность.

В новой школе моего детеныша родители очевидно имеют какую-то роль, но вот что именно требуется — пока так и не понятно. И нигде нет единого документа, в котором все это было бы собрано. А при этом в любом классе есть родители с разным количеством времени, которое они могут использовать на взаимодействие со школой. И тут тоже вопрос принятия — если приняли, намного меньше недопониманий возникает.


Но есть самая главная ответственность, которую нужно постоянно формировать и про которую нужно напоминать. И тем, кого мы учим, и самим себе. Никто нас научить не может. Мы можем только научиться сами. Любое обучение, даже самое профессиональное во всех смыслах этого слова, дает нам некий путь, немного освещения этого пути и подсказки, как лучше двигаться, но вот пройти этот путь придется самим.


Детям нужно говорить о том, чему они научатся в школе, и не говорить о том, чему их в школе научат. Это все меняет. Человек взрослый (а ими становятся все сегодняшние школьники) должен понимать, что он отвечает за свое обучение сам. И за свое развитие. И за то, в каком направлении он пойдет.

Каждый, кому кажется, что его кто-то может научить, в итоге проигрывает. Почему? Потому что это позиция закрытая, как сложенные на груди руки. Это фильтр — понравится или нет, научит или нет, возьму или нет. Такое положение вещей создает в обучении сопротивление. Потому что меня могут учить, но я при этом не буду учиться. А вот позиция “Я учусь и я отвечаю за это” — она открытая и позволяет думать совсем иначе. В каком-то смысле это то самое shoshin, или сознание новичка из дзен-буддизма.

И эту ответственность за свое обучение тоже важно на себя взять. Каждому — принять ее. Детей этому учить. Сотрудникам транслировать. С ней, с этой ответственностью, жить кстати проще — потому что, как говорил Уинстон Черчилль: “Очень люблю учиться, но терпеть не могу, когда меня учат”.




Подписаться на рассылку Елены Тихомировой Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также