Обучить человек не просто. Но еще сложнее сделать так, чтобы он начал использовать изученное в своей деятельности. Потому обучение - это изменение. А изменение - это всегда сложно. Большинство людей не хотят менять привычный ход вещей, хотят идти понятной дорогой. Это объяснимо - любое нововведение требует дополнительных усилий, самоконтроля и порой силы воли. На это нужны ресурсы, а организм обычно их выделять не горит желанием.
Иногда начать использовать что-то новое мешает автопилот. Он привык действовать определенным образом и не дает нам возможность разорвать сложившуюся цепочку. О том, что нужно было действовать иначе мы вспоминаем уже после события, а иногда и вовсе не вспоминаем.
В корпоративном обучение большинство задач - изменение поведения. Новые правила, регламенты, процессы и продукты. Вместо старого должно быть что-то новое. В этом основной смысл обучения компании: она, компания, развивается, меняется и идет вперед и обучение сотрудников это инструмент, который позволяет всем участникам процесса идти в ногу. Никто не учит просто так, ради расширения кругозора.
Отсюда вопрос: как обучить так, чтобы начали использовать? Некоторое время назад, я писала
про толчки к обучению. Теперь задача подтолкнуть к старту. Важно, что речь не идет о мотивации и том, чтобы продать идею. Потому что продать можно и даже увлечь и убедить, но от использования в реальных трудовых буднях это все равно стоит в нескольких шагах. После обучения должен наступить такой момент, когда вместо старого действия я буду делать новое. Хорошо, если меня среда к этому подталкивает и, скажем, старое оборудование нашего цеха заменили на новое и теперь нужно только научиться с ним работать, а по-старому уже точно не получится, не на чем.