Про скорость, тоннель восприятия и медленное обучение

Елена Тихомирова • 20.09.2021
Learning Monday

Когда мы чего-то очень сильно ждём и сильно к этому чему-то готовимся, то событие такое пролетает просто невероятно быстро. Иногда даже незаметно. Вот у меня так с Новым годом - готовлюсь, придумываю меню, подарки покупаю, украшаю все. Потом готовлю все придуманное и вдруг - бац! - а уже 31 декабря и почти 12 ночи. Утром просыпаешься - а все уже прошло, а ты так ничего и не понял.


В этом году так получилось с конференцией. Мы обычно готовимся год, а тут - всего 2 месяца с небольшим. Такая скорость сужает тоннель зрения и внимания. Самое главное - мы не успеваем вовремя остановиться. Все как в автомобиле - чем больше скорость, тем дольше тормозим. А для того, чтобы воспринять и почувствовать - нужно остановиться.


Потому мероприятие пролетело, как будто его и не было. Зато появился альтернативный опыт подготовки и выводы.


Вывод первый - скорость это важно, но не всегда хорошо. Важно, потому что все меняется и нужно успевать. А вот нехорошо, потому что нет времени на осмысление всего создаваемого. Это очень значимо в обучении.


Когда мы проектируем курс или программу, мы часто закладываем время только на производство, но не планируем время на размышления, время «на подумать». Да, вы мне сейчас совершенно справедливо скажете, что нам и так дают времени на разработку впритык, где тут думать? Согласна, но хочу попробовать возразить: чем больше мы думаем о проекте, тем быстрее мы его делаем. Потому что у нас в голове формируется более устойчивая картина и модель курса и программы, многие вещи встают на свои места и мы не тратим время на поиск мелких решений. У нас появляется паттерн, шаблон, для принятия решений о проекте. Но это нужно время.


Скажем, у вас есть месяц на курс. Давайте попробуем его сделать за 3 недели, а оставшуюся 4ую неделю заложим на осмысления, остановки и обдумывание. Некоторая плановая и содержательная прокрастинация. Кстати, в книге Адама Гранта «Оригиналы» так и написано - прокрастинация нужна, чтобы сделать больше и лучше и даже быстрее.


Вывод второй - перед обучением нужна остановка. И перед любым значимым событием, если мы хотим его воспринять в полной мере. Прибегаем на мероприятие, по дороге - рабочая почта и звонки, на кофе-брейки и на секциях - ноутбук, тоже с почтой и еще с чем-то. Где у обучения место? Как в таком режиме можно получить знания и быть открытым новому, если наша голова забита всем на свете?


Часть навыка обучения - остановиться перед началом. Найти момент, чтобы перестать думать о том, что мы делали до, и начать думать о том, что предстоит. Сфокусироваться, вспомнить тему обучения, задаться вопросами, попробовать понять, что важно и нужно из этой темы взять.


Это удлиняет обучение. Так же как и время на осмысление удлиняет процесс его разработки. Час учимся и ещё столько же нужно, чтобы вдуматься до и после. И тут снова возникает вопрос - а обучение вообще может быть коротким и быстрым? Не сам формат доставки, потому что упаковать мы можем как угодно. А именно обучение человека, где он воспринимает, думает и потом меняется? Можно ли быстро пустить в свою жизнь что-то новое? Быстро поменяться и начать действовать иначе?


Вот короткое информирование и обновление знаний вполне может быть. Потому что паттерн для восприятия уже есть, база тоже, ящики для хранения новой информации имеются. Но это совсем другой тип обучения.


Успевает везде тот, кто никуда не торопится. Не знаю автора, найти не смогла. Но уверена в том, что обучение - это точно не про скорость и не про спринтерские забеги. Это марафон, про выносливость и постоянство.


А любое мероприятие будет куда полезнее, если перед ним отдохнуть и сфокусироваться.


Давайте будем искать время на эффективное восприятие!


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также