Нелишние знания, или Зачем гибкие навыки современным студентам?

Редакция Тихомировой • 25.01.2023
Посмотреть вебинар

Так получилось, что я выходец из высшего образования. Я работала в университете, была руководителем центра проектирования контента, была директором НИИ Управления знаниями в ВУЗе. У меня был достаточно обширный опыт и по внедрению дистанционного обучения в разных учебных заведениях, и по обучению преподавателей использованию информационных технологий. Но потом жизнь немного поменялась и долгое время вузовскими историями я не занималась. Но тем не менее для меня это важная составляющая, я всегда очень переживаю и искренне болею за то, что в учебных заведениях происходит и как они развиваются.

Первую половину нашей деятельности в ELC за 19 лет мы больше занимались разработкой курсов на заказ, в основном занимались так называемыми «хардами», то есть не гибкими навыками, а техническим обслуживанием агрегатов, элементами в нефтянке, банковским сектором, финансами. Где-то попадалось что-то про гибкие навыки, но не скажу, что этого было много.
Постепенно мы стали развивать библиотеку электронных курсов, и они в основном по софтскилам. И постепенно я стала этим проникаться, разбираться. И сегодня хочу с вами поделиться личным опытом и рассказать, почему важно обучать людей гибким навыкам, чем раньше, тем лучше.
Буквально несколько недель назад я сама, как мама, приняла решение о переводе своего старшего сына в школу, у которой есть достаточно серьезный акцент на обучение гибким навыкам. То есть кроме основной школьной программы там даются различные вещи про работу в команде, эмоциональный интеллект.

Вспомните, был ли у вас лично момент в жизни, когда вам не хватило этих софтскиллов? Может в школе, может в студенчестве, взрослой жизни?
У меня есть пара личных историй, где мне драматически не хватало гибких навыков. В седьмом классе родители перевели меня в новую школу, с другим уклоном. Мне было сложно, был большой разрыв в программе, я все лето училась, разбиралась. 1 сентября первым уроком была география на 4 этаже. Я не знала никого, нервничала, не знала, куда сесть. Дальше было еще полгода страданий, я никак не могла влиться. И спустя годы, когда мой собственный ребенок менял школу, я знаю, что к этому можно подготовить, можно даже у 6-классника начать развивать определенные гибкие навыки.
Вот еще мой личный пример. Так получилось, что свой первый тренинг, причем большой, полноценный, по управлению временем, я прошла то ли в 12, то ли в 13 лет — папа мой был одержим управлением временем, и он отправил меня на очень модный тогда новый тренинг. Я была там самая младшая. Тема запомнилась, и следующие годы я понимала, насколько сильно навыки управления временем меня спасают, насколько это определило мою жизнь, то, что я успеваю сделать.
Чем раньше обучение гибким навыкам в жизни появляется, тем лучше. Я прошла это на собственном опыте.

Сейчас есть два больших глобальных изменения в мире. Эти изменения приводят к тому, что компаниям приходится много доучивать и переучивать.


  1. С одной стороны, невозможно один раз обучиться на всю жизнь. Мы никогда не заканчиваем учиться, и человеку нужен навык постоянного развития. Это гибкий мета-навык, который необходимо закладывать в первого класса, с детского сада. Очень важна установка на непрерывное развитие.
  2. Второе изменение заключается в том, что только профессиональных навыков для карьеры недостаточно. Есть масса примеров, когда люди — классные специалисты, и при этом карьера у них не складывается. Почему? Если внимательно понаблюдать, то, как правило, мы увидим, что есть сложности с гибкими навыками, с взаимодействием с другими, принятием другой позиции, с критикой, с эмоциональным интеллектом. И получается, что даже большой объем профессиональных навыков не гарантирует органичного развития в карьере — любого — и вертикального, и горизонтального.

Как я определяю гибкие навыки? Это некий образ мышления, это некоторые концепции, чаще всего связанные с межличностными отношениями, коммуникациями и взаимодействием. Это в большинстве случаев умение понимать и чувствовать эмоции других людей и с ними взаимодействовать. И бОльшая часть гибких навыков строится на понимании себя, умении думать про то, как мы думаем.
Например, управление временем – это навык, который заставляет думать о том, как мы планируем, как устраиваем свою жизнь, это некий непрерывный анализ.
Ключевые гибкие навыки, которые нужны любому студенту и выпускнику
Из различных источников и исследований я выбрала ключевые гибкие навыки, которые нужны любому выпускнику.

1. Коммуникации и работа в команде. Одно только умение написать ясное письмо преподавателю о какой-то ситуации или проблеме — уже огромная помощь в обучении. Это важно, ведь в нашей жизни коммуникации очень много.

2. Финансовая грамотность. Это базовое понимание финансов, базовое представление об финансовой устройстве компании, страны, бизнеса и т.д. И естественно это еще и понимание устройства личных финансов.

3. Управление временем и самоорганизация:
  • Нужно уметь самостоятельно организовать свое расписание и свои активности. Многие студенты страдают из-за того, что у них нет навыка самоорганизации. Они мечутся, у них все новое, много занятий, много отвлечений. В итоге к концу сессии получаем пересдачи, отчисления и т.д. Нужно учить самомотивации и самоорганизации. Я видела такие примеры, когда учебные заведения активно делали ставки на это первые два семестра обучения. В результате студенты не терялись, они чувствовали себя комфортно, они понимали, что от них требуется, понимали как организовать свое учебное пространство.
  • Здесь очень важно уметь находить баланс обучения и личной жизни. Когда школьник или студент начинает жить в логике «обучение 24/7», не отдыхает, что с ним происходит? Он срывается, он бросает учиться, он начинает прогуливать.
4 Критическое мышление. Это история про то, что нельзя доверять всем источникам. Критическое мышление – это задумываться о той информации, которая приходит, пытаться ее проанализировать, разобраться, перепроверить. И это один из первых навыков, которому учат в большинстве компаний.

5. Восприятие критики. Одна моя знакомая, HR-директор,как-то сказала, что первое, чему они учат молодых специалистов только из ВУЗов, — это восприятие критики, потому что из-за именно отсутствия этого навыка — работы с критикой — молодым специалистом в компании может быть очень непросто в начале.

6. Эмоциональный интеллект. Без эмоционального интеллекта человек в команде работать не может. Очень важно научиться принимать позицию другого, понимать, что у другого человека могут быть свои эмоции, свои состояния. Без навыки эмпатии невозможно нормально работать в коллективе.

7. Умение учиться. Если учесть то, что мы уже говорили в начале — людям учиться придется всю жизнь, то навык обучения – жизненно важный метанавык.
Что помогает развивать гибкие навыки?
  • Совместная работа и проектная деятельность. Когда студенты, школьники делают совместные проекты, проявляются и развиваются практически все гибкие навыки.
  • Активная деятельность вне основной учебной программы. Это могут быть какие-то благотворительные проекты, театральные проекты, КВН, все что требует взаимодействия с участниками своей социальной группы, но при этом не по теме обучения.
  • Установка развития. Не устаю ссылаться на автора этого термина – это Кэрол Дуэк (книга «Гибкое сознание»). С такой установкой человек понимает: даже если сейчас он схватил тройку, чего-то не понял, то это не значит, что и дальше его ждут только тройки. Он может разобраться, может развиваться, может научиться. Человек анализирует сам себя, что у него не получилось, почему и что можно сделать. Установке развития очень мешают оценки — они нас фиксируют в заданный момент времени. С этим можно справиться, если не просто объявлять: «три», а говорить так: «пока три». Это значит, сейчас пока тройка, но есть куда расти, можно развиваться и получить в следующий раз «четыре» и «пять».
  • Осознанность. Это анализ своих действий, навык думать о том, как мы думаем это поиск оптимальных и стратегий мышления и стратегий действий. Замечательные инструменты для этого есть в книге Дэниела Сигела «Майндсайт».
Как встраивать обучение гибким навыкам в учебный план?
Задачи всему сразу обучить нет, есть задача — аккуратно все разложить, так чтобы к моменту выхода студент был более подготовлен к тому, что его ждет во взрослой жизни. И обучение при этом для самого студента пройдет на порядок более эффективно. Можно взять те же самые компетенции по Ломингеру, наложить гибкие навыки на учебный план на 4-6 лет, и постепенно давать.

Гибкие навыки — это про эффективность и про комфорт. Чем больше этих навыков у выпускника будет, тем лучше сложится его жизнь. Если мы мы берем ответственность за обучение и если нам важно выпустить наших студентов в жизнь максимально подготовленными, то нужно учить и гибким навыкам.

Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также