Промахнулись, или Зачем нужно изучать целевую аудиторию
В моей голове какое-то бесконечное количество мыслей про обучение. И про детей, и про взрослых, и при свое, и про чужое. Особенно на фоне диалогов со старшим сыном, которому 11, о том, зачем вообще нужно образование. И зачем нужно учиться? Интересный такой вопрос, особенно если попробовать на него ответить не с позиции себя самой и своего опыта, а именно с позиции человека, которому только 11 лет, который видит мир определенным образом и совершенно не понимает многих концепций, к которым мы приходим во взрослом и очень взрослом возрасте. Задачка со звездочкой, если честно.
Одновременно с поиском ответа на этот почти вечный вопрос мне пришлось вникнуть в новую платформу, которую использует для обучения школа сына. И когда вникла, у меня слегка волосы зашевелились. Потому что разработчики промазали и совсем не попали в целевую аудиторию. То есть если бы перед ними была мишень для дротиков, то они точно попали в метре от самой мишени и никак не по ней.
И скорее всего, потому, что целевую аудиторию они не изучали. Просто была идея, как было бы хорошо, если бы было вот так. И эту идею реализовали. А получилось так, что идея-то хорошая, но она иллюзорна. Хотелось бы, чтобы так было, но все на самом деле иначе. Про саму платформу у меня был уже небольшой пост в канале, и я собираюсь написать еще несколько. Здесь же хочу поговорить про важность целевой аудитории и способах ее изучения.
В процессе педагогического дизайна изучение целевой аудитории стоит на втором месте в блоке анализа. Сначала изучается контекст, потом слушатели, потом задача обучения. Контекст тут в первую очередь нужен для того, чтобы потом понимать, что именно мы хотим понять про слушателей и про задачу обучения. Так проще — немного больше фокуса.
Данные анализа целевой аудитории используются на всех этапах создания курса или программы обучения. Нет ни одного действия, которое можно было бы уверенно сделать без этой информации. Нет ни одного решения, которое можно было принять вне контекста целевой аудитории. Потому что обучение — это передача знаний и помощь в формировании навыка у определенной группы людей. И если не знать эту группу хотя бы в целом, то получиться может полная ерунда.
И тут нужно помнить, что анализировать аудиторию нужно не только для разработки учебного материала, но и для проектирования платформы или любых инструментов для обучения. Инструменты есть часть учебного опыта, и если они начнут мешать, то это негативно скажется на результатах обучения в целом.
Что может произойти без анализа?
1. Можно сделать все для себя. То есть приравнять потребности аудитории к своим потребностям и ожиданиям. А они всегда будут отличаться от ЦА, даже если нам кажется, что мы все очень похожи. Позиция того, кто обучает, всегда отличается от позиции того, кто учится.
2. Материал может не подойти по уровню сложности. Это большая проблема. Либо будет очень просто, то есть пусто и бессмысленно. Либо сложно, то есть неподъемно и тоже без смысла, потому что все равно не освоить.
3. Обучение может не попасть в задачи, потребности и проблемы целевой аудитории. Еще хуже — не попасть в ценности и установки. Такое обучение будет чужим, его будут отторгать естественным образом: «Это не про меня и мне такое не нужно».
4. Процесс обучения может не совпасть с возможностями и особенностями аудитории. Курсы на мобильном устройстве с большим количеством таблиц и мелких данных для аудитории 45+: есть тут проблема? Есть. После 40 у многих начинает падать зрение. Это тот самый момент, когда скоро уже нужны очки для чтения и крупный шрифт на телефоне. Такое обучение будет очень некомфортным и, может быть, даже невозможным.
5. Примеры, кейсы, задания в материалах могут оказаться вне контекста ЦА. Скажем, курс для инженеров с примерами из продаж, к которым они никогда не имели отношения. Тут не только проблема принятия такого материала, но и проблема трансфера (про него — дальше).
Одна из задач анализа ЦА — организация простого и быстрого трасфера изученного в реальную жизнь. То есть переноса всего нового в практику. Чем ближе ко мне материалы, тем лучше я их понимаю, тем меньше вопросов и сопротивления, тем быстрее и проще получится попробовать применять. Если материал от меня далеко, трансфер будет осложняться. По сути, я как слушатель должна буду не только воспринять изученное, но задуматься над параллелями между изученным и моей практикой и перенести все из одного контекста в другой. Да, задача отличная, это и анализ и синтез в одном месте, но при этом не все на нее готовы. Особенно в условиях загрузки рабочей и общей информационной перегруженности.
Как проводить анализ?
Тут есть набор вопросов, с которыми стоит работать:
Это базовый набор вопросов. К ним можно добавить анализ предубеждений по теме: во что ошибочно верят, какие есть стереотипы в теме, какие есть ограничивающие установки.
Все данные важно связать с контекстом обучения. Например, если речь про обучение в процессе поглощения одной компанией другой, то те, кого поглотили, точно могут быть в стрессе. А потому их обучение может идти иначе. Может быть, у компании не лучшие времена, тоже важный фактор. Или на открытое обучение идут люди в непростой жизненной ситуации — такой ЦА нужно помогать с фокусом и с уверенностью в себе.
Выводы из анализа целевой аудитории точно говорят о выборе формата, о том, как именно проектировать обучение. И, самое главное, ставят систему ограничений: чего делать нельзя, где нужно страховать слушателя и какие варианты точно не подойдут.
Самое важное условия качественного анализа — понимание, что целевая аудитория — это не мы сами. И уважение этой аудитории в ее текущем состоянии, без попыток поменять. Чем лучше мы знаем тех, кого учим, чем лучше понимаем и принимаем их особенности, тем качественнее получается обучение, которое мы создаем.