О силе совместной деятельности

Елена Тихомирова • 28.06.2021
Learning Monday

Осталась всего одна рабочая неделя до самых весенних и теплых праздников в году. Я пытаюсь себя заставить не доделать все на свете, как будто "после майских" никогда не наступит, а медленно притормозить, чтобы были силы эти дни провести с удовольствием и вовлечением. Для меня эти праздники всегда про шашлыки и огород. В моем детстве мы всей семьей собирались у нас на даче, копали и сажали большой огород, слушали веселую музыку, смеялись и потом обязательно вместе ели шашлыки. С того времени осталось много шуток и баек, которые каждый пересказывает по-своему.

Потому именно сейчас хочется поговорить о силе совместной деятельности. И том, как ее не хватает в обучении, особенно в корпоративном. Покопавшись в памяти, легко понять, что чаще всего мы вспоминаем события, в которых были не только мы, но люди близкие по духу. Кто-то вспоминает походы и поездки, кто-то спектакли в клубе при музее, кто-то, как я, огороды и укладку большой поленницы дров. Потому что совместная деятельность - это дело для человека привычное. Все время нашего существования мы жили в общинах и многое делали вместе. Наш мозг привык к такому образу жизни, привык именно так запоминать события. И еще точно не успел отвыкнуть (хотя, наверное, есть все шансы).

По той же причине мы хорошо запоминаем истории - это привычный способ передачи и получения знаний, от более опытных к новичкам, от старших к младшим.

В совместной деятельности возникает множество моментов и связей. Мы говорим и слушаем, договариваемся и спорим, находим что-то общее и что-то смешное. Все это помогает не просто запоминать, а обрабатывать информацию, взаимодействовать с ней. Событие само по себе становится более значимым, в нем есть человеческий и эмоциональный контекст. Это намного больше, чем просто текст и просто факты из учебника.

Сегодня обучение часто изолированное и очень одинокое. Мы садимся перед компьютером, открываем курс и изучаем его. Зачастую самое большее, что мы получаем - это чат группы, в котором можно что-то обсудить или задать вопрос эксперту. Но это далеко от совместной работы. Это не совместный проект, не повод для встречи и разговора. Не общее дело. Это просто набор событий, в которых я принимаю участие, чаще всего находясь в одиночестве.

Отчасти именно поэтому слушатели часто не хотят переходить из очного формата в электронный. Группа, ощущение пусть и небольшой толпы и сопричастности, делают обучение живым, понятным, естественным. Можно поспорить, послушать других, можно придумать шутку или подслушать чужую. Я неспроста пишу так много эмоциональных фраз - ведь дело как раз в них, в эмоциях. Именно ими запоминаются события.

Обучение нужно вызволить из одиночества. Особенно для тех тем, которые значимы для компании. Если нам нужен настоящий эффект, то нужна совместная деятельность. Создание проекта, решение задач, генерация идей и попытка их воплотить хотя бы в учебном пространстве. И чем дольше такая работа будет длиться, тем лучше.

Чтобы потом можно было вспомнить: "А помните, как мы с вами сделали...? Помните, как кто-то тогда сказал что-то и мы все начали смеяться и не могли остановиться?". Такое обучение остается навсегда.

Как говорил известный кот Матроскин "Совместный труд, для моей пользы, он объединяет". Хочется, чтобы у тех, кого мы учим, был повод вспоминать обучение не только по делу, но и для себя. Чтобы было в этом что-то ценное и значимое.


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также