Редакция Тихомировой

Теории обучения, которые нужны методисту и педагогическому дизайнеру

Елена Тихомирова • 09.03.2021
И нужны совсем не потому, что это правила хорошего тона их знать (или хотя бы названия помнить), а потому, что они и правда помогают принимать методические решения.

1. Таксономия Блума. Появилась в 1956 году и актуальности не потеряла. Она распределяет учебные цели по уровням сложности (для обучения и понимания студентом). Чем помогает:

- Заставляет проверять, что в цели есть глагол действия;
- По глаголу помогает определить, что именно от слушателя требуется и насколько это потенциально для него сложно;
- Дает возможность перепроверить, что мы собрались проверять то, чему учили, а проверять будем то, что на самом деле хотим от слушателя.

2. 9 элементов учебного мероприятия Роберта Ганье. В 1965 году Ганье написал "Условия обучения", где представил 9 шагов, которые должен пройти слушателей, чтобы получить знания. Чем помогает:

- Лучший способ сделать структуру урока или учебного модуля;
- Проверка себя самих при проектировании - что все в обучении предусмотрено;
- Если хорошо поискать, можно найти блок-схемы для каждого домена знаний с 9 шагами - по ним можно построить любое занятие.

3. Теория обучения взрослых Малколма Ноулза. О том, как учатся взрослые люди и почему общие рассуждения мешают этому процессу. Чем помогает:

- Заставляет задуматься о том, что обучение - это некоторый процесс, который происходит при определенных условиях. Просто так никто ничему не учится, даже из самого прекрасного курса;
- Помогает проверить, что в курсе запланировано все то, что взрослым людям нужно.

4. Кривая забывания Германа Эббингауза. Она показывает, что информация со временем теряется и что только повторения помогают этого не допустить. Чем помогает:

- Одно из ключевых доказательств тому, что обучение - это не событие, а процесс;
- Способ проверки своего проекта на предмет запланированных повторений и возврата к ранее изученному.

5. Конструктивизм в обучении по версии Жана Пиаже. Наверное, самая ключевая теория, особенно для современного слушателя. Знание не передается, оно создается. Нельзя перелить информацию из одной головы в другую, чтобы та, в которую перелили, вдруг начала действовать иначе. Знание создается у того, кто учится и только через его собственные действия.

Чем помогает:

- Отличный способ проверить курс на предмет попытки "переливать";
- Слушатель должен постоянно участвовать в своем обучении, тогда у него будет создаваться знание (и навык).

6. Принципы проектирования обучения Дэвида Мерилла. Очень практичные утверждения, согласно которым слушатели лучше всего вовлекаются в обучение, которое построено на решении реальных жизненных задач. И 4 ключевые задачи, которые должен решить проектировщик: активировать уже имеющиеся знания, продемонстрировать новые знания (не передать, а именно показать), дать слушателям возможность применить изученное и помочь интегрировать новую информацию в жизненные задачи слушателей.

Чем помогает:

- Напоминает, что знания вне контекста не существуют и вовлекаться без понимания реального применения слушатели могут не захотеть;
- Хороший способ проверить теорию в любом курсе: пытаемся передать (переливаем из стакана в стакан) или все же показываем, как применять на практике;
- Заставляет вспомнить по знания, которые у слушателей есть и что именно на них должно быть построено новое обучение (здание без фундамента не строится).

7. Социокультурная теория Льва Выготского. О том, насколько важно социальное взаимодействие в обучении и как факторы среды и культуры могут влиять на результат обучения.

Чем помогает:

- Не дает организовать изолированное обучение, в котором слушателя бросили и оставили один на один с новыми знаниями;
- Заставляет внимательно изучать среду слушателя, культурные и иные особенности, потому что это имеет значение и для результата обучения и для процесса проектирования;
- Предлагает хорошую идею совместного обучения для групп, в которых есть слушатели с разными уровнем знаний и где можно менее знающим учиться у тех, у кого опыта больше.

8. Когнитивная теория в обучении. Это про работу мозга и про то, как мы воспринимаем информацию с технической точки зрения.

Чем поможет?

- Понимать возможности и ограничения мозга и учитывать их при создании курсов;
- Помнить, что мозг не любит тратить ресурс и предпочитает делать это только по делу. И если наше обучение не вошло в раздел "очень важное", то ресурсов не него выделят.
- Учитывать, что мультизадачность не существует и человек, который отвлекается, воспринимает намного меньше.

9. Пирамида Маслоу

Всем известная иерархия потребностей человека. Чем поможет?

- Понять, что обучение стоит совсем не на первом месте.
- Помнить, что успех получения новых знаний зависит не только от того, насколько качественное обучение, но и от массы психологических факторов.

10. Модель проектирования обучения ADDIE. Это описанный процесс от анализа до оценки эффективности, со всеми шагами, которые нужно на каждом этапе сделать. Вокруг модели много споров, особенно с появлениям методологии agile. Но основной ценности она не утратила.

Чем поможет?

- Всегда помнить, что какой моделью проектирования вы бы ни пользовались, сначала должен быть анализ и чем более детальный, тем лучше.
- Не забывать о цикличности и о том, что не только обучение это процесс, но и проектирование этого обучения - тоже процесс. Один раз сделать, запустить и забыть не получится.
- Начинать разработку только тогда, когда все спроектировано и продумано. Это не только полезно, но и экономически эффективно.

Следующая - специально для e-learning и электронного обучения.

11. Принципы мультимедийного обучения Ричарда Майера и Рут Кларк.

Не совсем теория или модель, это хорошая подборка протестированных принципов представления учебных материалов в электронном виде. Майер и потом Кларк взяли основные утверждения ряда теорий обучения, протестировали их на слушателях и на основе этого написали отличную и очень практичную книгу. Она не о том, какие картинки нарисовать и как сделать анимацию, а о том, как сделать так, чтобы материал с экрана воспринимался.

Чем поможет:

- Очень полезные рекомендации, применять можно все сразу;
- Помогает не использовать все медиа сразу, а искать каждому инструменту свою роль с максимальной пользой для слушателя;.
- Напоминает о том, что все декоративное и не имеющее отношения к обучению (к цели) из курсов нужно убирать, он там только мешает;
- Помогает проектировать не событие, а процесс, сегментируя информацию и выдавая ее частями.

Впервые список опубликован в телеграм-канале Елены Тихомировой "Живое обучение":

Часть 1: https://t.me/prolearning/815
Часть 2: https://t.me/prolearning/822
Часть 3: https://t.me/prolearning/829
Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также