Нельзя не сказать про искусственный интеллект. Все начали пробовать, начали что-то делать. Из хайповых заголовков все перешло в практическую плоскость. Будет появляться все больше инструментов, которые будут если не заменять специалиста, то существенно помогать в создании учебного контента и управлении процессом обучения. Все люди так или иначе попробуют искусственный интеллект, неважно чем они занимаются, — маркетингом, продажами, обучением. Так или иначе все эти инструменты станут еще более доступными. Это повлияет на то, как люди вообще взаимодействуют с текстами, с изображениями. Уже повлияло, но это приобретет более массовый характер. И это повлияет на то, как в целом устроена разработка курсов как профессия. Эти инструменты сделают онлайн-обучение, я говорю про корпоративный сегмент в первую очередь, более массовым.
Я для себя в этом году открыл практическую пользу, разобрался в этом, и это даже превратилось в небольшую частную практику (
Мандрик, Казаков и роботы), где мы вместе в Владимиром Казаковым помогаем и другим компаниям.
Следующий тренд — мессенджеры. На мой взгляд, телеграм становится интернетом внутри интернета. Это уже не просто мессенджер, это отдельная экосистема, внутри которой можно потреблять информацию, общаться, заказывать товары и учиться. Следующий год будет годом еще большего наращивания телеграмом аудитории и большего инкапсулирования аудитории внутри телеграма. А это означает, что нам, тем, кто обучает, придется туда приходить. Количество чат-ботов, веб-приложений и других механизмов обучения внутри телеграма будет сильно увеличиваться.
Третий тренд — диффузия форматов. Что я наблюдаю: компании хотят сделать курс в формате интервью, как у одного блогера, или в формате обзора, как у другого. По процессу, по креативной задумке они заимствуют популярные форматы. Я думаю, мы увидим это перетекание форматов из ютюба в электронное обучение в виде интервью, обзоров, разнообразных подкастов.
Подкасты, на мой взгляд, в обучении — недооцененная история. И в этом году мы видели много примеров, когда компании использовали подкасты как базовый носитель для обучения.
Четвертый тренд — коллаборативное обучение. Его еще можно назвать коллективным обучением или совместным обучением. Это формат, где есть группа и где люди друг другу помогают. И будет возрастать количество таких коллаборативных форматов, в которых есть группы. Почему? Возрастает потребность в живом общении, люди устали сидеть перед компьютерами, информационное давление на человека усиливается. Офлайн при этом будет становиться все более люксовым.
И группа позволяет создать такой иммерсивный опыт взаимодействия вокруг знания, который гораздо больше вовлекает и дает больше результата.
ПримерМы
запустили поток обучения для людей, которым необходимо вести собственные телеграм-каналы. Образовательного контента там было не так много. Люди каждый день писали пост, и остальные участники группы этот пост комментировали. Возникала некая непрерывная фокус-группа, непрерывный мастермайнд по улучшению своего контента. Это сработало просто блестяще. Мы стали анализировать, за счет чего это произошло, и пришли к выводу, что группа держала мотивацию.
Куда не надо идти — антитрендыМне странно это говорить, но я скажу. Я очень долгое время был апологетом крутого продакшена, геймификации, драматургии, сторителлинга. Так вот, на мой взгляд, сегодня это антитренд, сегодня компании хотят сделать проще. Качественно, но проще. Потому что это все дорого, долго, не адекватно текущим скоростям. Да иногда и просто не нужно: люди настолько перегружены информацией, что задача — дать все четко, без воды, сложных конструкций, съемок и так далее.
Это не значит, что не надо использовать какие-то креативные ходы и форматы, но нужно быть очень аккуратными.
В моем отношении здесь есть некоторая личная эволюция, но я к этому отношусь философски и спокойно: сегодня это не нужно.
Комментарий Елены ТихомировойОчень важно здраво оценивать то, что мы делаем, и пересматривать свои решения. Они могли работать раньше, но оказаться несостоятельными на текущий момент. И не потому, что плохие, просто условия изменились.
ВопросКак сделать так, чтобы обучение в телеграме побеждало в конкуренции с другими интересными каналами и чатами?Дело не в том, как в телеграме побеждать, а в том, как в целом побеждать — на ютюбе, в телеграме и так далее. Вернусь к истокам: пользователям должно быть понятно, зачем им это надо, второе — обучение должно быть сделано интересно. Вот тут как раз можно применять и сторителлинг, и драматургию, но в уместном формате.
Глобально, конечно, мы не сможем победить. Обучение всегда будет проигрывать потреблению развлекательного контента. Просто потому что развлекательный контент не требует усилий, а любое обучение требует. Но конкурировать можно. Контент должен быть релевантен и классно, без воды упакован.