Идея развития мягких навыков, или soft skills, обычно ассоциируется с процессом саморазвития. В какой-то момент была очень модной фраза «стать лучшей версией себя». Когда мы говорим о soft skills, чаще всего имеем в виду, например, умение организовать свое время, умение себя мотивировать и дисциплинировать, умение общаться.
Как правило, soft skills достаточно сложно измерить, сложно оценить эффективность обучения по этим навыкам. Когда мы обучаем чему-то в области, скажем, охраны труда или информационной безопасности, мы легко можем оценить эффективность. Например, мы можем зафиксировать, какое количество нарушений было за определенный период, предшествовавший обучению. Предположим, это было 5 нарушений на сотрудника в квартал. После обучения мы можем снова провести фиксацию за аналогичный период. При сравнении мы увидим, что, например, стало 2,5 нарушений на сотрудника в квартал, и тогда сделаем вывод: да, обучение сработало. А может быть, нарушений стало 7 на человека в квартал, соответственно, с уверенностью можем утверждать, что обучение не сработало. По многим так называемым hard skills можно сделать такие замеры. А вот понять эффективность обучения soft skills непросто, это одна из его основных особенностей. Мы учим тайм-менеджменту или навыкам убеждения, тратим на это деньги, и при этом не можем проверить, что изменилось.
В новой реальности, когда мы должны достаточно тщательно следить за затратами, как правило, от такого обучения отказываются в первую очередь. Эффективность непонятна, к тому же кажется, что это такие темы, без которых вполне можно жить. Если какие-то области в обучении сокращаются, то это точно будут не те, которые связаны с безопасностью, с большой вероятностью это будут soft skills.
Зачем вообще нужны soft skills? Первый ответ, который напрашивается: чтобы человек был более эффективен, чтобы было меньше конфликтов в коллективе, чтобы была коммуникация была более комфортной. Это все правильно, это так, но это еще не все. Если в компании меняется направление деятельности, если нужно подстраиваться под изменения рынка, то, естественно, возникает задача переобучения людей под новые задачи. Нам нужно подготовить сотрудников к тому, чтобы они начали работать по-другому, освоили новый инструментарий, новые технологии, новые подходы. Для того чтобы это эффективно произошло, каждый человек должен уметь меняться, учиться, переобучаться. Это умение строится на наборе так называемых мягких, гибких навыков. Если они не развиты, то переобучение более масштабное, касающееся в том числе и hard skills, не произойдет.
Но и тратить большие деньги не стоит. Сейчас не то время, когда нужно искать особого специалиста по эмоциональному интеллекту, который специально для вас разработает уникальный тренинг. Если есть ресурсы, то можно, конечно. Но в первую очередь необходимо думать о простых и прагматичных решениях. Пусть это будут хорошие статьи, доступ к книгам, организация книжных клубов, корпоративная библиотека. Главное, чтобы был фокус на развитие этих навыков, чтобы эти навыки не выпали из поля зрения. Компания, которая принимает решение на это не обращать внимания, на самом деле теряет, и теряет не в развитии каких-то отдельных компетенций, а в своей способности развиваться, переучиваться, доучиваться, разучиваться и учиться заново. Система этих навыков нужна, чтобы компания была готова к непрерывному и качественному развитию.