При всех больших событиях жизнь течет своим чередом. А это значит, что нужно покупать всякое разное: бытовую химию, детские поделки, семена для огорода и все прочее. В пандемию я как-то приросла к покупкам на Озоне, это оказалось удобно и достаточно просто с точки зрения всего процесса и особенно возврата (что очень важно, потому что возвращать приходится регулярно). Вот и вчера вечером меня ждало несколько коробок со всякими нужными простыми вещами.
В процессе вскрытия коробок и пакетиков я вчера подумала о том, как же неудобно это делать. Обязательно нужны ножницы, нужно перерезать всю клейкую ленту. А некоторые упаковки так запакованы, что нужен острый нож и большая ловкость, чтобы вскрыть и не повредить содержимое. Да хотя бы просто вскрыть.
Я подумала о тех, кто запаковал. О чем они думали? Они беспокоились о том, чтобы коробка дошла до получателя в целости и сохранности, не открылась по дороге и товар не пострадал. Кто-то явно думал о весе упаковки, потому что вместе с одной крошечной поделкой для ребенка я нашла пачку картона (в этот момент стало сильно жалко деревья). Но о чем они точно не думали? Они не думали о том, как эту коробку будут открывать.
В некоторых западных магазинах я видела коробки, которые были запечатаны бумажной клейкой лентой, у которой в определенном месте торчал хвостик веревочки. Вы за нее дергаете, тащите, она разрывает ленту, и коробка открывается одним движением. Это удобно и очень просто для клиента. Без ножниц и без дополнительных усилий. Эти люди думали о том, как будет проходить процесс распаковки.
К чему я вдруг про коробки и скотч и все это? К тому, что тут наглядно видна аналогия с упаковкой обучения в электронные форматы. Очень часто при разработке мы думаем только о том, как это упаковать. Как поместить непростые материалы на слайды или страницы курса, как на их основе снять видео, какие задания придумать. И все это — про упаковку.
А нам нужно постоянно думать о распаковке. Потому что этот процесс не менее важный. Как будет слушатель читать, смотреть или слушать курс? Как будет записывать? Как сможет сохранить себе то, что ему нужно и важно? Может ли как-то легко поделиться мыслями из курса с коллегами (а это очень важно для обучения)? Как сможет вернуться к курсу и повторить что-то, не проходя все заново? Сможет ли обратиться к определенному материалу курса без перелистывания всего подряд? Это все распаковка посылки на стороне слушателя. И она может быть важнее, чем процесс упаковки, потому что реальное использование материала начинается только в этот момент.
Вот небольшой пример. В большинстве электронных курсов есть интерактивные задания и практикумы. Их можно пройти только один раз: сделал правильно, и все, идешь дальше. Сделал неправильно — дали еще одну попытку или парочку. Но как только правильно — все, идешь дальше. И даже при возврате по курсу, задание часто отмечается как пройденное и его нельзя пройти снова, даже кнопки такой нет. Потому что логика простая — раз выполнил правильно, зачем тебе еще раз повторять это.
На самом деле повторное прохождение задания имеет очень большое значение. Что если я не поняла закономерность? Или хочу посмотреть повторно неверные ответы? Правильный-то я выбрала, а неправильные не запомнила. А ведь вполне нормально задуматься: если этот правильный, то какие точно неправильные? Где мне не ошибиться в будущем? Это логичный мыслительный процесс для осознанного обучения, к которому мы все стремимся. Стремимся, но при этом не даем нужных для такого обучения возможностей.
Упаковка имеет очень большое значение. Но распаковка не менее значима. Не зря производители снеков, сладостей и всего прочего, что нужно открыть руками, тратят большие деньги на проектирование таких пачек, которые комфортно открыть и использовать. И даже делают из этого маркетинговые кампании, показывают как преимущество. Потому что продукт продать и доставить клиенту важно, но не менее важен тот опыт, который клиент получит в процессе использования, особенно в первые моменты. Я тут почему-то сразу вспомнила, как мы в юности с друзьями летели на чартере на юг. И нам дали самолетный обед. С пачкой копченой колбасы, которая была так запакована, что открыть ее можно было только ножом, который, как известно, на борт проносить было нельзя. Было забавно наблюдать за всем самолетом, который пытался понять, что с этим делать.
Обучение — это продукт. И его нужно упаковать так, чтобы удобно было распаковать и использовать.