Про отпуск от творчества

Елена Тихомирова • 17.12.2021
Learning Monday

Уже несколько лет в августе я беру большой отпуск. Хотя это не такой отпуск, как обычно, когда не работаешь и вообще работой не занимаешься. Я убираю у себя определенные задачи, в основном - регулярные и творческие. Чтобы месяц плыть по течению. Иногда внутри этого творческого отпуска и настоящий отпуск случается, иногда нет. Но эти дни оказываются очень полезными. Вроде ни о чем не думаешь, но потом столько интересных идей появляется, что как раз до новогодних праздников успеваешь написать.

От творчества нужен отпуск. Нельзя 11 месяцев в году делать хорошие курсы и только по 2 недели от них отдыхать. Это очень большая интеллектуальная нагрузка. А еще - это развивает тоннельное зрение. Идем по накатанной, курс за курсом, проект за проектом. Времени на переосмысление нет, подумать повторно над уже решенной задачей не получается. Это, кстати, очень хорошо в новой книге Адама Гранта описано. Книга так и называется - Подумайте снова. А в его книге Оригиналы хорошо написано про прокрастинацию. Плановую, почти по графику. Для того, чтобы видеть решения и собственные ошибки, нужно время для размышлений. И часто 2х недель 2 раза в год - недостаточно.


И как быть? Вопрос законный. Я убеждена, что ответ - в планировании и организации своего времени. Иногда можно где-то "поднажать", чтобы освободить один день или хотя бы его часть. И нет, уважаемые читатели-работодатели, к 4х дневной рабочей неделе я не призываю. Работаем 5 дней. Но то, что именно мы делаем в эти 5 дней, немного меняется. Освобождаем время, чтобы посмотреть чужие примеры курсов и программ, походить по сайтам университетов (особенно американских, там такие интересные программы есть), читаем какие-то исследования и материалы. Главное - вовремя переключить внимание с задач регулярных и творческих. Потому что творчество каждый день - это уже не творчество.


Часто речь идет даже не о том, чтобы быстро сделать одно и освободить время для другого. Иногда нужно перегруппировать задачи иначе. Из личного опыта: тг-канал Живое обучение я веду около 3х лет. Большую часть этого времени я писала каждый день текст на следующий день. И вдруг поняла, что меня очень тяготит постоянно не сделанная задача. Потому что каждый день я знала, что текста на завтра нет. Можно было перейти на пару текстов в неделю и сказать себе, что я больше не могу. Но я могу, вот в чем дело. И потому я стала писать 1 раз в неделю 5 текстов. Каждый понедельник я пишу 5 текстов на следующую неделю. Всего 1 неделю нужно было потрудиться и написать 10 текстов, на эту и на следующую, чтобы был запас. Зато потом все пошло намного веселее. У меня есть целая неделя в запасе, если вдруг "не написалось", и задача надо мной висит только один день. Всю неделю я собираю идеи для текстов, делаю заметки и потом пишу. Оказалось, что это работает.


Такое творчество по плану и с определенной долей свободы.

Для проектирования обучения нужно видеть. А чтобы видеть, нужно все время быть с широко отрытыми глазами. Иначе все данные анализа целевой аудитории сливаются, исследование цели обучения перестает нести в себе какой-то смысл, и итоговое решение получается совсем не таким, как хотелось бы. Для этого нужно иногда отходить, смотреть со стороны, отвлекаться на другие задачи. И да, вряд ли нам такое организует наша компания, но мы вполне можем организовать это сами.


Подписаться на рассылку Learning Monday


Понравилась статья?
Поделитесь ею с другими!
Смотрите также